Выставка в Петропавловской крепости, посвященная истории празднования пасхи

Apr 15, 2012 12:03

Здравствуйте, всех со светлым днем Пасхи!
В Петропавловской крепости до 3 июня действует замечательная выставка, посвященная истории празднования Пасхи в Петербурге. Далее 10 иллюстраций и пресс-релиз государственного музея истории Сант-Петербурга.





Открытка «Наши барыши - медные гроши!»
По рисунку Елизаветы Меркурьевны Бем (1843-1914). Издательство E. G. S. i. S (ErnstG. Svanstrom). Стокгольм. Швеция. Всемирный почтовый союз. 1905-1917.
Цветная автотипия. ГМИ СПб.
6 апреля 2012 года в Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная истории празднования Пасхи в Петербурге в XIX-ХХI веках. Она организована Государственным музеем истории Санкт-Петербурга при участии Государственного музея истории религии, Императорского фарфорового завода, Российской национальной библиотеки, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов, пекарен-кондитерских «Буше».



Открытка «С праздником святой Пасхи». Россия. Начало ХХ века. Хромолитография. ГМИ СПб
В столице Российской империи пасхальные торжества всегда играли роль всенародного общегородского праздника, наряду с обрядовой стороной имевшего определенные светские традиции. Около 500 экспонатов выставки - предметы декоративно-прикладного искусства, графика, открытки, фотографии, плакаты и афиши, книги - расскажут о пасхальных церковных службах, традиционных пасхальных подарках, пасхальном столе, народных гуляньях, проводившихся в эти дни, а также об антирелигиозной пропаганде советского времени и современном праздновании Пасхи.



Открытка «Христос Воскресе!»
По рисунку неизвестного художника. Издательство Day. Россия. 1900-1917. Хромолитография. ГМИ СПб.
Пасха - главный христианский праздник. Он связан с событиями, происходившими в Иерусалиме около 2000 лет назад, когда был распят и воскрес Иисус Христос. О них на выставке напоминает «Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна» (СПб, 1910), иконы XVIII-начала XX века: «Воскресение», «Сошествие во ад», «Вознесение» «Распятие», «Снятие с креста». А также литографии XIX столетия, запечатлевшие Святые места в Иерусалиме, где происходили события, положенные в основу христианского вероучения: серия «14 остановок Скорбного пути, рисованы с натуры в Иерусалиме и посвященные Его Св. Папе Пию IX» (С. Doussault, Е.Ciceri, Р. Benoist, С.-С. Bachelier и др., Типография Ж.-Р.Лемерсье, Париж, 1851) и альбом братьев Г. Г. и Н. Н.Чернецовых «Палестина» (1842-1843).



Открытка «Кулич-город»
По рисунку Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942) Издательство Общины св. Евгении. Санкт-Петербург. Россия. 1911-1914. Хромолитография. ГМИ СПб.

Пасха празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Ей предшествует семинедельный Великий пост, в конце которого традиционно начинается подготовка к празднику. В Петербурге XIX-начала ХХ века на Вербной неделе открывались вербные базары, где можно было приобрести любой товар для праздника: пучки вербы и пасхальные подарки: открытки, игрушки, украшения, ткани, бумажные цветы, галантерею. На выставке представлены рисунки и гравюры с изображениями традиционных петербургских вербных торгов у Гостиного двора и на Сенной площади.



Открытка «Христос Воскресе!»
По рисунку Елизаветы Меркурьевны Бем (?) (1843-1914). Издательство Т. Э. Россия. Начало ХХ века. Хромолитография. ГМИ СПб.

В последние дни поста традиционно закупали продукты к пасхальному столу, красили яйца, готовили куличи и пасху. В экспозиции можно увидеть формы для куличей и пасхи кустарной работы XIX-начала ХХ века, товарную упаковку специальных пасхальных наборов 1910-х годов для приготовления куличей и пасхи («Корица», «Кардамон», «Мускатный цвет») и для окрашивания яиц.



«Освящение куличей и пасхи». Илл. из путеводителя Дж. Добсона «Санкт-Петербург» (Лондон. 1910). ГМИ СПб

Праздник Пасхи начинался в ночь с субботы на воскресенье праздничным пасхальным богослужением. О пасхальной ночи - праздничном богослужении, крестном ходе, освящении куличей, пасхи, яиц в Петербурге - рассказывают на выставке фотографии Я. В. Штейнберга, К. К. Буллы и его ателье, акварель К. Э. Гефтлера «Вид Исаакиевского собора в пасхальную ночь», работы других петербургских художников. Также в экспозиции демонстрируется облачение священнослужителей первой половины XIX века, предназначенное для пасхальной службы.



«Пасхальное воскресенье». Илл. из путеводителя Дж. Добсона «Санкт-Петербург» (Лондон. 1910). ГМИ СПб

В воскресенье начиналась и череда обязательных визитов к родственникам, друзьям, хорошим знакомым. Во время визитов дарили подарки, среди которых, конечно же, самыми популярными были пасхальные открытки и яйца. В экспозиции демонстрируется богатейшая коллекция пасхальной открытки с традиционными праздничными атрибутами и символикой: с изображениями доброго пастыря, ангелов, церквей, куличей, пасхи, крашеных яиц, колокольчиков, роз, вербы, зайцев, цыплят. А также около 120 пасхальных яиц XIX-начала ХХ веков, выполненных из фарфора и стекла, дерева, металла, поделочных камней, из бисера и из папье-маше.



Открытка «Христосъ Воскресе!»
По рисунку М. Гермашева. Рига. Начало ХХ века. Частная коллекция.

Поздравление с Пасхой начиналось с христосования (троекратного поцелуя). Поскольку гостей в этот день в доме могло быть несколько десятков, обычай постепенно превращался в формальность, которая становилась предметом шуток в петербургских газетах и журналах. Например, журнал «Стрекоза» давал такие едкие замечания: «Целоваться, христосуясь, более ста раз не следует» или «При целовании рук у дам выкусывать камни из колец не следует: не каждая из дам обратит это в шутку». С карикатурами на пасхальные визиты, выдержками из петербургской печати того времени можно познакомиться на выставке.



Яйца пасхальные XIX-начало XX в. Императорский фарфоровый завод в Петербурге. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

После поста и пасхального воскресенья в городе снова разрешались публичные увеселения. Напоминают об этом гравюры и фотографии с изображением народных гуляний и балаганов на Марсовом поле и в Александровском саду, афиши праздничных балов и спектаклей.
Отдельный раздел экспозиции посвящен рассказу о праздновании Пасхи после 1917 года. В первые годы советской власти в Петербурге-Петрограде продолжали отмечать праздник Пасхи. Об этом свидетельствуют фотографии 1920-х годов, запечатлевшие вербные торги; афиши пасхальных благотворительных акций, балов-концертов и т.п. Также на выставке впервые экспонируются эскизы росписи пасхальных яиц, выполненные Л. Н. Бенуа в 1921 году (из частной коллекции). Но уже в 1930- е годы Пасха и другие религиозные праздники оказалась под запретом. Это нашло отражение в антипасхальных плакатах таких, как «Пасхальное яичко и его содержимое» (Корлинский, 1931), «Поп и октябрята» (Д. С. Моор, 1930-е), «В день Пасхи ни одного прогульщика» (К. Урбетис. 1930).
Тем не менее, церковные службы в ряде храмов продолжались. На выставке представлена уникальная фотография М. А. Трахмана «Ленинградцы у Спасо-Преображенского собора во время Пасхи» (Ленинград, апрель 1943).
Возрождение пасхальных традиций началось с 1990-х годов. Завершают экспозицию документальные материалы, посвященные празднованию Пасхи в Петербурге в постсоветский период. Здесь же представлена современная пасхальная коллекция Императорского фарфорового завода: фарфоровые яйца, вазы и сервизы с пасхальной символикой 2000-х годов.

В рамках выставки подготовлена дополнительная программа, которая будет интересна как взрослым, так и детям: лекции, экскурсии, мастер-классы. Для детей будут проведены мастер-классы по росписи фарфоровых яиц (совместно с ИФЗ), по созданию пасхальной открытки, мастер-класс «Маленький кондитер» (совместно с компанией «Буше»).

Пресс-служба ГМИ СПб: т/ф. 498 05 03, e-mail:spbmuseum@mail.ru, www.spbmuseum.ru

музеи - театры и т.д., Петроградская сторона, анонсы и т.п.

Previous post Next post
Up