О сносе Кировского стадиона, строительстве нового и трамвае на Крестовском острове

Feb 03, 2011 15:57


Источник: http://sensusnovus.ru/news/2011/02/03/5019.html

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА. Стадион для "Зенита": растёт только смета
Снова «отложенный» по срокам стадион мирового значения обещает принять первых зрителей и игроков только в ноябре 2012-го, зато в арену неспортивных схваток превратился уже сейчас. Депутаты Законодательного собрания Петербурга из фракции «Справедливая Россия» выступили с инициативой создать парламентскую комиссию «для выяснения обстоятельств проектирования, строительства и ввода в строй нового стадиона на Крестовском острове». Причиной послужила очередная корректировка сметы: с момента последнего обнародования «спортивные» расходы возросли ещё на 8, 4 млрд рублей.

Как растоптали орхидею

Пять лет назад, ещё до сноса стадиона имени С.М. Кирова, стоимость новой арены на Крестовском предварительно оценивалась в 200 миллионов долларов. Смета, представленная в городской парламент, была уже на $ 250 миллионов, после чего затраты стали расти в геометрической прогрессии. «С момента начала работ цена вопроса увеличилась более чем в 3, 5 раза и, видимо, рост продолжится», отмечали градозащитники летом 2009 года.

Они не ошиблись.



Стадион имени С.М. Кирова. 1980 год (когда "Зенит" впервые в своей истории выиграл бронзовые медали чемпионата СССР).
Сегодняшняя отметка - 33 миллиарда рублей по курсу ЦБ («счастливая», как изволят шутить чиновники, а «счастливая», может быть, потому, что первые фанаты «Зенита» собирались на 33 секторе стадиона имени С. М. Кирова), действительно впечатляет ($ 1100 млрд). Прежде всего своей несомасштабностью реалиям. Что это за суперматериалы, космические технологии, квалифицированная рабочая сила, на оплату которых из вконец отощавшего кошелька налогоплательщика вытягивают такие суммы?

Сроки сдачи объекта в эксплуатацию опять сдвинуты, теперь на ноябрь 2012 года. До ЧМ-2018, ради проведения которого в Санкт-Петербурге (Северная столица, как уже объявила губернатор, будет бороться за право принять полуфинал) якобы и произошло очередное удорожание проекта, надо ещё дожить. А принесёт ли «стадион века» дивиденды даже через шесть лет после открытия - это бабушка надвое сказала.



Начало матча "Зенит" - "Торпедо" (Москва) на стадионе им. С.М. Кирова. 1969 год
Оппоненты столь финансовоёмкого строительства в эти дни снова возвращаются к тому, что «не надо было сносить Кировский стадион». Можно ли было спасти памятник эпохи конструктивизма, ответ на этот вопрос скрывается за дымкой истории, не знающей сослагательного наклонения, - хотя известно, что идея «разрушить до основанья, а затем» обсуждалась ещё в год празднования 300-летия Петербурга. Постановление № 2054 «О реализации проекта по строительству футбольного стадиона в западной части Крестовского острова» датировано декабрём 2004-го, а статуса федерального памятника стадион лишился в феврале 2006-го - и сразу же над «каменным цветком» нависла тень бульдозера.



Программка матча "Зенит" - ЦСКА, который проходил на стадионе им. С.М. Кирова. 1984 год (когда "Зенит" впервые стал чемпионом СССР).
«На протяжении десятилетий мне частенько доводится сопровождать российских и зарубежных коллег, приезжающих с целью обмена опытом и знакомства с городом, - писал тогда в своём обращении к общественности и властям Евгений Гостев, главный специалист Санкт-Петербургского представительства Международной гильдии инженеров-строителей, действительный член Совета по охране памятников при Союзе архитекторов. - Так вот, могу сказать, что из всего, созданного после 1917 года, наивысший рейтинг - у комплекса на Крестовском. «Орхидея» - как ласково называл своё детище его автор, знаменитый зодчий Александр Никольский…».



6 июля 2006 года «Зенит» сыграл вничью 0-0 с московским «Динамо». Эта игра стала последней, проведённой на старом стадионе им. С.М. Кирова и первой для Дика Адвокаата в качестве главного тренера «Зенита»
Защитники стадиона в Приморском парке Победы (напомним, объектом культурного наследия является вся территория парка) устраивали митинги и пикеты, направляли петиции федеральным и региональным чиновникам, но так ничего и не добились. Последним значимым мероприятием, которое приняла легендарная арена, был контрсаммит - международный форум альтерглобалистов, организованный в Петербурге представителями прогрессивной общественности разных стран - это было во время официального саммита Большой Восьмёрки летом 2006 года. Тогда сама Валентина Матвиенко прогуливалась по стадиону под ручку с московским левым активистом (теперь - депутатом Госдумы от «Справедливой России») Ильёй Пономарёвым.



В июле 2006 года Валентина Матвиенко на стадионе имени С.М.Кирова пообщалась с одним из организаторов Социального форума альтерглобалистов Ильёй Пономарёвым (ныне депутатом Госдумы от "Справедливой России")
А когда улеглись отголоски глобальных встреч, начался демонтаж. «Стадион убивают, как убили в своё время Кирова!» - кричали наиболее радикальные градозащитники - но, видимо, слишком тихо. По крайне мере, никакого всплеска народного возмущения в те дни замечено не было. Зато фотографы поживились на славу: ещё бы, такую натуру нечасто увидишь. Снимки «крушения эпохи», как это воспринималось многими специалистами, обошли тогда все новостные агентства мира.



Снос легендарного стадиона
Кстати, автор проекта нового стадиона японский архитектор Кисё Курокава предлагал сохранить хотя бы отдельные элементы памятника, но его предложение не принял заказчик.

С арены века далеко не уедешь

Президент Дмитрий Медведев на последней встрече с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони признался, что всю жизнь болеет за «Зенит». (Заметим, на сайте этого футбольного клуба информация о строящейся на Крестовском острове к Чемпионату-2018 спортивной арене так и озаглавлена: «Новый стадион для «Зенита»). Кроме этого гарант добавил, что «для болельщиков билеты на футбол и виза в 2018 году станут совпадающими понятиями». Понятно: Медведев намекает, что неплохо бы отменить визовый режим между Россией и Евросоюзом как раз под чемпионат мира. Ожидается также, что для иностранных болельщиков проезд на общественном транспорте в нашей стране будет бесплатным.



Таким видят новый стадион на Крестовском острове
В то же время уже сейчас чиновники ФИФА выражают озабоченность московскими и петербургскими пробками. А многие градозащитники считают возведение гигантского стадиона в этом районе на Крестовском острове нелепостью. По их мнению, снос старого и проектирование нового спортивного сооружения велись «в полном отрыве от осмысления перспектив дальнейшего развития территории, без какой-либо привязки к инфраструктуре». «Складывается впечатление, что возводят некий абстрактный объект на необитаемом острове», - резюмируют оппоненты проекта.

Раньше на Крестовском действовали три трамвайные линии; на линиях работали четыре маршрута, каждый из которых делал здесь же, на острове, кольцо. И даже притом что в дни матчей, ближе к финальному свистку, на подступах к конечным остановкам специально сосредотачивались десятки вагонов, вывоз болельщиков был весьма затруднителен и занимал существенное время.



Трамвайное кольцо на Крестовском острове
Сейчас все рельсы на Крестовском выкорчеваны, все трамвайные маршруты ликвидированы. В результате на острове не осталось общественного транспорта, кроме метро (если не считать 25-й автобусный маршрут, функционирующий, как говорят местные жители, преимущественно на бумаге).
«Однозначно, снятие трамвая на Крестовском острове было непродуманным шагом администрации Матвиенко, - комментирует ситуацию один из лидеров движения «Петербуржцы за общественный транспорт» (ПзаОТ) Виктор Туралин. - Особенно в свете строительства нового стадиона на 69000 зрителей. После мероприятий с острова просто никто не сможет уехать. Единственная станция метро расположена в двух километрах от стадиона, а главное - при единовременном наплыве десятков тысяч человек она просто захлебнётся».



После матча с Крестовского острова было и раньше, когда ходили трамваи, непросто выехать
Рядом со стадионом запланирована парковка на 5 тысяч автомобилей, но очевидно, что местная сеть узких улиц (подавляющее большинство которых имеют по одной полосе движения в каждую сторону) не справится с таким количеством машин.

«Активисты ПзаОТ разработали концепцию легкорельсового диаметра по направлению с Севера на Юг города, с выходом к аэропорту Пулково, - продолжает Виктор Туралин. - Эта линия скоростного трамвая трассирована через основные транспортные узлы в центре (Московский вокзал, Садовая улица, далее - Тучков мост) и Крестовский остров, в незначительном удалении от стадиона». Кроме того, у специалистов Горэлектротранса есть свой проект восстановления трамвайного сообщения на Крестовском, предполагающий строительство нового многосоставного моста, который позволил бы «транзитом» проехать через Петровский на Васильевский остров. По оценке Туралина и его соратников, в том или ином варианте возвращение трамвая на Крестовский остров неизбежно, «без этого проблему стадиона не решить».



Концепция легкорельсового диаметра
Выходит, что деньги всё равно придётся вкладывать ещё и ещё, чем дальше - тем больше, такой уж это объект. И, может быть, не стоит поднимать шум из-за очередной прибавки к стоимости, тем более что, как твердят с восторгом функционеры от спорта, это нужно «всему российскому футболу», а «вся страна - это наш стадион»?



Губернатор Матвиенко почему-то решила, что трамваи на Крестовском острове не нужны

Артель аналитиков обратилась за комментариями к эксперту.

Олег Нилов, руководитель фракции «Справедливая Россия» Законодательного собрания Санкт-Петербурга: «Стадион за бюджетные 33 миллиарда - это чьи-то сверхприбыли, сверхбезалаберность или коррупция?»



Олег Нилов
- Прежняя, утверждённая на старте стоимость стадиона выросла уже в четыре с лишним раза. Что дальше? Я считаю, хватит молчаливо наблюдать за этим процессом. Ведь это те самые бюджетные деньги, которых постоянно нет - их нет на питание школьникам, на компенсации владельцам гаражей, на выплаты людям, у которых протекла крыша, или упал снег на голову…

Выходя на трибуну, пытаясь решить какие-то насущные социальные проблемы, я слышу упрёки и обвинения в популизме: мол, не надо давать несбыточных надежд, предлагать иллюзорные законопроекты - финансирования всё равно не будет!.. Но почему тогда вице-губернатор Филимонов просто ставит нас перед фактом, что удорожание стадиона продолжается?

Надеюсь, нам удастся сформировать комиссию, которая получит ответ на вопрос: зачем Смольный бежит впереди паровоза и готов потратить ещё почти 9 миллиардов якобы «под мировой чемпионат» - в то время как всю ответственность в этом случае должно взять на себя федеральное правительство? Мы уже обошли по стоимости все стадионы Европы, кроме разве что лондонского «Уэмбли». Отдельный вопрос: как этим стадионом будут управлять? Не вышло бы так, что на содержание и предстоящие ремонты этой международной арены снова вынужден будет раскошеливаться город.

Надо, конечно, разобраться: вдруг это будет такой суперобъект, что туда поедут все иностранные туристы вместо Эрмитажа? Дай бог! Но, по моей оценке, ожидать суперкачества в этих реалиях вряд ли стоит. Тогда что это - чьи-то сверхприбыли, сверхбезалаберность или коррупция?

советская архитектура, транспорт Петербурга, современная архитектура, трамвай

Previous post Next post
Up