Михаил Шемякин. Встреча со студентами Академии Штиглица.

Apr 08, 2010 00:31

5 апреля, воспользовавшись приглашением Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ, побывала на встрече Михаила Шемякина со студентами Академии им. Штиглица. С творчеством художника я плохо знакома: знаю только его сидящую скульптуру Петра Первого в Петропаловке. Потом как-то смотрела передачу с ним по телеканалу "Культура" - личность художника меня очень заинтересовала.




В кинозале Академии "яблоку негде было упасть": студенты оккупировали все свободное пространство, даже сидели на полу. Шемякин опоздал минут на двадцать, но никто не ушел.
В переполненном зале, пока Шемякин отвечал на вопросы, стояла звенящая тишина - все боялись пропустить хотя бы слово.



Около меня сидела интересная парочка: парень и девушка. Сейчас очень трудно выделиться из толпы одеждой, но, тем не менее, им это удалось: парень был в шлепках на босые ноги, а девушку в платье-матроске можно было описывать долго, если бы не другая цель этого поста. Кстати, девушка, ожидая Шемякина, читала Набокова. Эти девушка и парень оказались самыми активными: без конца задавали вопросы.



Прежде всего, Шемякин извинился за опоздание, объяснив, что преподаватели Академии показывали ему их работы. Его поразил уровень этих работ. Тут же он объяснил, что ему не нравится как поставлено высшее художественное образование в Западной Европе, в особенности в Америке. Там не допускается давление над личностью, поэтому профессора на все студенческие дилетантские работы говорят: "Все замечательно. Продолжайте также".



Меня поразило как художник уважительно, внимательно слушал вопрос. Он объяснял студентам, если те хотят, на выбранном им поприще, стать знаменитым и богатым, то им следует развернуться на 180 градусов, и заниматься чем-то другим. Так как, чем больше проникаешь в мир гармонии, познаешь ее, тем самым, создаешь все более сложные картины, становишься менее понятным публике. Если же пытаешься угодить ей, то все больше делаешь "дешевку".



По словам художника, сейчас можно стать модным и богатым даже в том случае, если не умеешь рисовать. Но для того, чтобы остаться в истории, создавать серьезные вещи, все равно, необходимо качественное высшее образование - без него никуда.



О фонде Шемякина, что на Садовой улице, 11. Сейчас там закончился проект "Шар в искусстве". И скоро откроется большая экспозиция "Образ смерти в искусстве", в рамках которой состоятся круглые столы, пройдет множество дискуссий.



Продолжается его творческое сотрудничество с Императорским фарфоровым заводом. Было создано множество сказочных персонажей из Гофмана в фарфоре. Планируется серия тарелок с афоризмами, на которых крысы, пьяные и трезвые, будут "разговаривать". "Очень много желающих приобрести эти тарелки с подписями Шемякина", - говорит художник.



Также он продолжает работу над созданием большого мультипликационного фильма "Гофманиада". Проект идет очень долго и туго: постоянно не хватает финансирования.



В последние годы художник часто бывает в Ханты-Мансийске: там много интересных молодых художников, большие сценические площадки. Самые одаренные из этого города занимаются в Академии, созданной художником во Франции, в местечке Вильде-сюр-Эндр.



Студенты задавали множество вопросов об отношении мастера к тому или иному художнику, о состоянии художественного искусства в нашей стране. Как я поняла, эпатажные московские художники, "чувствующие даже одной ноздрей" откуда ветер дует - ему не нравятся, в том числе и Кулик, изображающий собаку. Конечно, Шемякин не против перформанса, но не он должен быть самоцелью.



На вопрос о том, почему он так мало выставляется в России - художник ответил следующее: прошла выставка на его малой родине - в Кабардино-Балкарии, на родине его отца - в Краснодаре. Был издан каталог выставки, где были обозначены города, в которых планировались выставки, - но тут грянул кризис, и у музеев не достало денег принять выставку. Сейчас эта выставка открыта во Франции, она называется "Коконы". На ней представлены полотна, являющиеся итогом многолетней работы мастера с фактурой, белой краской.



Шемякин на встрече высказался против строительства "Охта-центра", назвав его бананом, он сказал буквально  "Я считаю, что если он будет сделан, то как ни цинично это не прозвучит, то петербуржцам вставят банан..."



Много лет бороться против недоброжелатей, и в то же время заниматься тем, чем он считает нужным, Шемякину помогает вера. Правда, ее у него не так много: ведь, даже количество веры с горчичное зернышко позволяет свернуть горы. Хотя, со временем, он перестал верить многим ее клирикам, но до сих пор остается христианином. Кроме веры, Шемякин и в жизни и в творчестве также опирается на свое прирожденное упрямство.



Шемякин считает, что Ван Гог должен принадлежать музеям, а не распродаваться на торгах с тем, чтобы попасть в собственность какой-либо автомобильной компании и экспонироваться в закрытых пространствах банков.



После встречи Шемякин терпеливо и спокойно подписывал книги, блокноты, фотографии. Мне показалось, что уверенность в своих силах, прежде всего, у него происходит от открытости, доверчивости к людям.

анонсы и т.п.

Previous post Next post
Up