Пушкин. Архитектор Кольб.

Jul 16, 2009 14:05

До революции в Пушкине было множество деревянных домов. На сегодня таких домов осталось всего 40. Многие из них, хотя и являются объектами культурного наследия, продолжают разрушаться. Три дома из этих 40 построены по проекту - незаслуженно забытого сейчас -архитектора Александра Христофоровича Кольба (1819-1887).



Александр Кольб получил свое первоначальное образование в знаменитой Петершуле - ее закончили и Месмахер, и К.Росси, И Бенуа, и Мусоргский, и Анна Зеленова (директор Павловского дворца). Видимо, образование там давали основательное. Многие предметы читались на немецком языке. Затем Александр Кольб учился в Императорской Академии художеств. По окончании - провел 6 лет в пенсионерской поездке по загранице: посетил Германию, Италию, Францию, Египет и другие страны. Везде делал перспективные виды достопримечательностей, которые привез в Россию. Для Николая Первого выполнил заказ: внутренний вид Монреальского собора. В России он поступил на должность архитектора при Инженерном департаменте Военного министерства. Помимо казенных работ выполнял частные заказы. В 1859 году оставил службу, не оставляя частные заказы. В Царском Селе все его работы - это частные заказы дач, которые были построены на границе с Отдельным парком с двух сторон: на Московском и Павловском шоссе. Первая дача - это дача профессора Чистякова. На сегодняшний день - это его музей, который является структурным подразделением Русского музея. К сожалению, музей был закрыт по техническим причинам, а с улицы к зданию не подойти. Поэтому свой краткий обзор начну с соседнего адреса: Павловское шоссе, дом 27. Это здание на фотографии.


Дача врача-гомеопата Василия Васильевича Дерикера, лечащего врача великих княгинь Марии Павловны, Александры Иосифовны, была построена в 1880-е годы. После смерти Дерикера хозяйками дачи стали его дочери. После - Черникова. Затем она была продана Синевой, при ней архитектором Данини была произведена первая перестройка здания. После революции здесь был детский дом. Потом здание отошло Всероссийскому институту растениеводства, возглавляемому Николаем Ивановичем Вавиловым. Здесь он и жил в летнее время - благо работал он рядом: в ВИРе, расположившейся в бывшей усадьбе великого князя Бориса Владимировича. В наше время на доме установлена мемориальная доска с напоминанием, что в 1920-1930-е годы здесь жил знаменитый ученый.. Во времена Вавилова вокруг дачи был разбит прекрасные сад: росли липы, вязы, туя, два кедра, серебристые тополя. Около окон Вавилова росли низкие кипарисы. Посреди сада стояла большая крытая беседка. Создается впечатление, что Вавилов очень бережно и рачительно относился к историческому прошлому. Благодаря его заботе, здание поддерживалось в надлежащем состоянии, впрочем, это относится и к главному зданию усадьбы великого князя и ее надворным постройкам.


Здание постороено в стиле эклектики , каждый его фасад является главным. Наличники, карнизы обильно украшены резьбой. Крыша ломанная.



Садовый боковый фасад с ризалитом, увенчанный башенкой с шатровой крышей.



На первой фотографии - фасад, выходящий на Московское шоссе. На второй - можно разглядеть мемориальную доску.


Здание со стороны музея Чистякова. В последние годы здание из ведомственного передано ЖЭКу. Около дома сидели молодые люди, я их попросила пропустить меня на лестницу, но они не разрешили - некоторые двери оборудованы домофоны, а другие - такое ощущение - заколочены. По словам молодых людей, в доме есть отопление, вода - все блага цивилизации. Стеклопакеты не разрешают вставлять. Недавно производили ремонт кровли.


Но, в целом, строение производит впечатление давно неремонтированного.Раньше участок был огорожен оградой с воротами. Эти вороты можно и сегодня увидеть у здания местного УВД по Оранжерейной улице.



Следующий адрес: Павловское шоссе, дом 30. Дача Николая Егоровича Сверчкова, художника, анималиста. После его смерти осталось большое творческое наследие: картины, чучела, литографии, скульптуры. Работами Сверчкова располагают: Эрмитаж, Екатерининский дворец, Павловский дворец. Самое большое количество его произвдедений - 400 - находится в фонде Тимирязевской академии. Поэтому в этом доме благодарные потомки должны были бы организовать музей, но... На сегодняшний день не обнаружено подписных чертежей этого здания, но по творческой манере - специалисты утверждают, что проект принадлежит Кольбу. Сверчков, когда ходатайствовал о выделении ему места, обещался выстроить на участке красивую дачу, под это ему была выделена энная сумма из казны. Свое обещание он выполнил. А сейчас, с Павловского шоссе мы проходим через остатки каменных ворот, и , пройдя через заросший сад, видим такой вид. Акцент в здании сделан на пирамидальный шпиль. Здесь также прослеживается любовь архитектора к вальмовой крыше с переломом скатов на разных уровнях. Бросаются в глаза - характерные печные трубы (в обоих проектах повторяется начертание английской буквы "S" в кирпичной кладке трубы).



Здесь, как и в даче Дерикера, каждый фасад - главный; в строении присутствуют веранды, террасы. В проектах полностью совпадает принцип расстекловки оконных проемов и система обшивки веранды (в виде пилястр).



Задний фасад. На второй фотографии - более крупно - остаки резьбы наличника.



Это здание интересно еще тем, что в нем сохранилось внутреннее убранство. Жильцы из этого дома уже расселены. Дальше - будет проводиться реставрация, какая - неизвестно, и что в этом здании будет дальше - тоже неизвестно. Нам удалось встретиться с бабушкой и внучкой, которые жили в этом доме, сейчас они уже получили ордер на Гусарской улице. А в этот день они сюда приехали по старой памяти. В доме всегда было только печное отопление: в каждой комнате по печке. Туалет - на первом и втором этаже. Ванны нет. На первой фотографии - подлинный камин в коридоре. Было темно, поэтому за качество - извините. На второй этаж ведет дубовая лестница с балясинами - подлинная!


Может, на этой фотографии мы видим ее в последний раз.


Остатки пруда перед домом с раскиданными каменными валунами. Не правда ли, романтичный вид? ... Николай Егорович Сверчков в 1898 году умер в этом доме, был похоронен на царскосельском Казанском кладбище.
Со временем имя Александра Кольба было предано забвению. Но до сих пор Санкт-Петербург украшают его здания: доходный дом на набережной реки Мойки (№15), дом № 16 на Миллионной улице, особняк Вельцина (набережная реки Мойки,д.75), здание Николаевского военного училища (улица Декабристов,д.23), дом Т.В.Макаровой (Адмиралтейская набережная,д.6), а также доходные дома, расположенные по адресам: переулок Пирогова,д.17; Прачечный переулок,д.8; 2-я линия, д.25; 3-я линия, д.48; ул.Репина, д.28; 6-я Красноармейская улица,д.23; набережная реки Фонтанки,д.173.  При подготовке этого материала была использована книга: Е.В.Абарова. Архитекторы Царского Села. -Спб, 2008.

архитекторы, Царское Село - Пушкин

Previous post Next post
Up