Из истории трамвая в городе Выборге

Mar 30, 2006 20:24

Shema-linij.gifVagon.jpgVagon1.jpgVagon2.jpgVagon3.jpgVagon4.jpgVagon5.jpgVagon6.jpgVagon7.jpgVagon8.jpgVagon9.jpg












В 1912 году после испытательных пробегов, прошедших 25 сентября, в городе Выборге были открыты три трамвайные линии: 28 сентября 1912 г открылась линия Папула - Абовский мост длиной 2,522 км.
Газета “Выборг Нюхетер” от 14 октября 1912 года сообщала ”В воскресенье 13 октября была открыта в конце Екатерининской улицы вторая линия трамвая, которая будет проходить по всей дороге к Коликкобакен”. 5 декабря 1912 года пущена третья линия Абовский мост - Нейтсютинеми длиной 1,1481 км. Новые участки Выборгского трамвая открывались в ноябре 1922 года, сентябре 1926 г и в октябре 1937 года. На крутой Крепостной улице, где проходил трамвайный маршрут, можно было нередко видеть такую картину: пассажиры выходят из вагона и сзади подталкивают трамвай!
В годы войны трамвайное хозяйство было частично разрушено: искорёжены пути, повреждены вагоны… Восстановление Выборгского трамвайного хозяйства было начато в январе 1946 года. В июле 1946-го было полностью отремонтировано 10 моторных вагонов, ещё 4 вагона в это время проходили капитальный ремонт. Первая восстановленная трамвайная линия длиной около 8 километров должна была пройти через Ленинградский проспект к вокзалу, по Ленинградскому шоссе, к Южному посёлку и по Крепостной улице к рынку.
В 1946 году были даже планы о прокладке линии длиной около 8 км через Крепостной мост к посёлку Тианхара (с 1948 г. - пос. им. Калинина). 29 июля 1946 года состоялся испытательный рейс восьми трамвайных вагонов по Ленинградскому проспекту. 21 сентября 1946 года Выборгский трамвай был введён в эксплуатацию раньше намеченного срока. В 12 часов дня на углу Ленинградского проспекта и Крепостной улиц состоялась торжественная церемония, посвящённая пуску трамвая. 22 сентября было начато регулярное движение по двум маршрутам: вокзал - Северный вал и вокзал - Южный посёлок.
К моменту открытия было восстановлено 11 км железнодорожного пути и контактной сети, 20 вагонов и тяговая подстанция. Восстановительные работы проводились в основном вручную, без автомобильной техники, при помощи вагонеток и рельсового пути. Теперь 6 вагонов, курсировавших по двум маршрутам в Выборге, ежедневно перевозили до 7 тысяч пассажиров. На курсы вагоновожатых из Выборга в Ленинград было направлено 16 работников депо. К 7 ноября 1946 года планировалось восстановить и сдать в эксплуатацию 4-х километровую линию Больница - Леншоссе-Койвистовская (ныне Приморская) улица.
В июле 1947 года была сдана в эксплуатацию вторая очередь городского трамвая - двухкилометровая линия Выборг- Крепостной мост - Госпитальная улица - Сорвали (ныне Гвардейский посёлок). С августа 1947 года на трёх линиях городского трамвая стали работать 8-9 моторных и 2-3 прицепных вагона, в резерве находились ещё 7 вагонов. В 1948 году вагону № 19 было присвоено звание “Стахановского поезда”: работающие на нём вагоновожатые систематически перевыполняли план пассажиро-перевозок.
Вот ещё точно известные номера вагонов, работавших в Выборге в 1946-1954 г.г.: 3, 6, 9, 13, 14, 15, 16; в 1956 г наблюдался прицепной вагон № 088. Кроме пассажирских вагонов, в 1948 году в депо, находившемся по адресу Морская улица, 20, имелось два снегоочистителя.
В июне 1948 года было начато восстановление третьей очереди трамвая (линии за железнодорожным мостом). Парк вагонов в это время составлял 23 единицы, в том числе 15 моторных. Осенью 1949 года длина трамвайных линий Выборга составляла 19,5 км. В 1951 году на четырёх линиях работало 11 моторных вагонов. В августе 1952 года была пущена ещё одна трамвайная линия длиной 0,8 км в посёлок Северный. В 1953 году в депо был построен самоходный снегоочиститель пути. В 1954 году проходила реконструкция трамвайной линии в районе Выборгского замка. Была ликвидирована линия по улицам Пионерской и Крепостной, что устранило опасность эксплуатации вагонов на сложном профиле Крепостной горы в зимний период. Новая линия взамен старой была проложена вдоль залива по набережной Северного Вала от пр. Ленина до Крепостного моста. 650 метров нового пути было проложено за 45 дней по инициативе работников депо и без привлечения дополнительных ассигнований. Во время работ маршрут № 1 следовал от городской больницы до Рыночной площади, а маршрут № 5- от пр. Ленина до моста Папуло.
7 июня 1954 года реконструкция была успешно завершена. Летом 1954 года было начато строительство оборотных колец у больницы и у молокозавода. Одновременно была начата переделка некоторых вагонов на одностороннее управление. Вагоны (в частности, № 9) были оборудованы кабинами вагоновожатых и стали иметь ступеньки для посадки пассажиров только с правой стороны. В ноябре было закончено строительство кольца у молокозавода. Летом следующего года на маршруте № 1 Городская больница - Молокозавод стали ходить двухсоставные поезда. В конце 1954 года было начато строительство разъезда на Батальонной улице. В 1955 году Выборгское депо готовилось к получению новых трамвайных вагонов. В июне 1955 года было начато строительство павильонов на остановках, проводилась реконструкция путевого хозяйства: заменялось разбитое каменно-щебневое основание на новое шпальное и песчаное. Устанавливались новые стрелки производства Ленинградского термитно-стрелочного завода. Был удлинён двухпутный участок от коммунального банка до Рыночной площади.
В июле на углу Морской набережной и Советской улиц началось строительство новой, более мощной тяговой подстанции, однако, закладка фундамента была сорвана по вине строительного управления, и именно этот сбой во многом повлиял на дальнейшую судьбу трамвая в городе Выборге. В октябре 1955 года в депо пришли первые два двух вагонных поезда (15 октября они впервые вышли на линии). В четвёртом квартале 1955 года пришло ещё три двух вагонных состава “Lowa”. Новые вагоны производства ГДР вмещали 60 пассажиров, были оборудованы пневматическим приводом дверей и автосцепкой. Позже поступил ещё один поезд.
В октябре 1956 года с интервалом в несколько дней было получено 3 моторных вагона немецкого производства. Эти вагоны по сравнению с поступившими в 1955 году имели усовершенствованную конструкцию, в частности у них была изменена система вентиляции. В 1956 году было налажено соцсоревнование с Ленинградским трамвайным парком имени Скороходова.
В феврале 1957 года было принято решение о закрытии трамвайного движения в городе Выборге. Мотивировалось это тем, что трамвайное хозяйство маломощное и технически отсталое; общая длина путей составляет лишь 12 км; свыше 60 процентов путей требуют замены; тяговая подстанция непригодна к дальнейшей эксплуатации; ежегодный убыток от трамвайного хозяйства составляет 500 тыс. руб.; трамвай требует больших финансовых вложений на реконструкцию и стесняет движение автотранспорта на узких улочках Выборга; намеченная реконструкция Крепостного моста приведёт к длительному прекращению трамвайного сообщения между центром и районной больницей…
Если до января 1957 года на улицах города работало 7 автобусов и 11 трамвайных вагонов, то в марте 1957 года на линиях ходило уже 23 автобуса. С 1 марта в Выборге были введены проездные автобусные билеты на предъявителя, что было призвано заметно сократить расходы населения на проезд в автобусах. Дополнительно открывалось сразу пять автобусных маршрутов. Увеличивалось количество автобусов на кольцевом городском маршруте Рыночная пл. - пос. им Ленина и на маршрутах в посёлки Северный, Выборгский и им Калинина. С 1 апреля 1957 года трамвайное движение в Выборге было закрыто. Последняя линия трамвая было ликвидирована 10 июля 1957 года. Одними из первых были сняты рельсы на пр. Ленина от Рыночной площади до Батарейной горы, на Койвистовской, Трамвайной и Уральской улицах, а дорожное полотно было залито асфальтобетоном. На место трамвайного депо переехал автобусный парк. После закрытия трамвайного движения в городе, на некоторых улицах ещё несколько лет можно было наблюдать оставшиеся трамвайные рельсы.
По материала сайтов: http://lenobltrans.narod.ru/. http://home.onego.ru/~sokos/vtr.htm http://ikop.narod.ru/viiptram/viipuri.html.










Выборг, история

Previous post Next post
Up