Якутский дневник. 5 июля.

Oct 14, 2012 17:00

Двадцать второй день экспедиции. Кытыл.

С наледи вчера или уже сегодня вернулся около четырёх утра. Спать завалился около пяти. Наверное, такой режим у меня здесь и установится. Днём там, то есть на наледи, особо делать нечего, зато можно пообщаться с хозяевами, подсмотреть как они тут живут, отснять какие-то сюжеты. А свет интересный на наледи образуется только к вечеру. Можно там же и до утра иногда задержаться. Тоже имеет смысл. Но это ещё как погода себя вести будет. А пока обживаюсь на новом месте и в новых условиях.



Кытыл. Вид со стороны Эйемю.


Хозяева поспать любят. Тем более, сегодня с утра дождь. Первой встаёт Настя и начинает шуршать по хозяйству. Мужики вставать не торопятся. Даже когда Настя пытается выйти на связь и громко кричит позывные в микрофон рации, те не шевелятся. Я уж тоже давно на ногах, хотя спать лёг только утром. С другой стороны, а куда здесь торопиться. Тут люди по-другому живут.

Связь сегодня как отрезало. Это видно моя волна пришла. Давно заметил, на технику иногда влияю просто убойно. У них тут две рации. Одна «Карат», которая на батарейках, такая же, как у меня была на Ытырбе. Там её и оставил, такие были указания. А ещё есть «Ангара» и к ней прилагается такая смешная и допотопная динамомашина. Крутит Настя ручку, машина громко жужжит, а Настя ещё громче в микрофон: - Малтан, Малтан, Малтан. Это такие позывные в какой-то оленеводческой бригаде. Но что-то пока никто не отзывается. Связь здесь важная деталь существования. Это хоть как-то позволяет не чувствовать себя оторванными от людского сообщества, источник информации и новостей. А также элемент безопасности. Две рации, кстати, настроены в разных диапазонах.



Волшебная динамомашина. Хорошая вещь, если сели батарейки.

Понемногу ассимилируюсь в простой эвенской семье. Тут и подробности семейные выясняются. Хотя между собой они говорят на якутском, всё же обратил внимание, что Владик обращается к Насте по имени. Так и оказалось, что это его мачеха. У Алика это вторая жена, с первой развёлся и у Владика ещё где-то есть сестра. Надо сказать у Владика с Настей прекрасные отношения, и не подумаешь, что не родные. В этом году он пойдёт в третий класс и где-то в конце августа кто-нибудь должен за ним приехать из Сасыра. Наверное, на моторной лодке. В Сасыре обычная средняя школа. В самом посёлке около 700 жителей и мобильной связи там нет.

Сегодня и я немного поучаствовал в хозяйстве общественно полезным трудом. Сделал ступеньки к реке, немного сгрёб мусор в кучу. Надо же как-то хлеб отрабатывать. Хотя продукты свои принёс, но не вести же отдельное хозяйство. Да это и способствует сближению с хозяевами. Люди они простые и сдружиться с ними легко. На связь выйти всё же удалось в конце дня. Обо мне сообщили в Сасыр. Теперь оттуда должны позвонить в Хону, в контору парка. Напрямую с Хону отсюда не связаться.

Сегодня над нами пролетал вертолёт в сторону Сасыра. Вероятно, это был санрейс. Ближайший вертолётный отряд здесь только в Зырянке. Это очень далеко на Колыме. Был там в 2010-м.

В общении с хозяевами узнаю много нового из местной жизни. Рассказывают, например, что в этих районах почти и нет чистокровных якутов. Давно все перемешались с эвенами, иногда с русскими. И даже язык уже не чисто якутский. Много слов привнесено из эвенского и русского. А вот эвенский язык здесь вымирающий. Многие, особенно молодые эвены его уже не знают, говорят на якутском и русском. Сасыр как раз эвенский посёлок, и там, в школе есть эвенские классы. Но даже учителя не очень знают родной язык. Как сказала Настя, чистокровные якуты живут в южной Якутии и отличаются высокомерием, якутов из северо-восточных регионов называют эвенами.

Кстати Настя выросла в Кунтэке, в закрытом уже посёлке оленеводов в Магаданской области, в верховьях Омулёвки. Про эту реку уже рассказывал, экспедиция 2010-го года. И даже нашлись общие знакомые. Так вот, оказывается, там они говорили только на русском. В Сасыр она приехала с дедушкой в восемнадцатилетнем возрасте и только там научилась говорить на якутском.



Печка занимает почётное центральное место.



Мой уголок.






Склад.



Такие здесь лодки. Их называют ветками.



Настя.



В качестве топлива для очага на летней кухне используют плавник, который собирают на берегу.



Алик.



На рыбалку далеко ходить не надо. Прямо у дома в Мому впадает Эйемю. На устье как раз и ловится рыба.






Настя дай мне, я тоже хочу рыбу поймать.



Вот и улов.



Эвенский способ рыбной ловли сетью. Небольшую сеть бросают в реку, ведут с берега недолго по течению, вытаскивают. А там уже рыба.










Вечерняя фотосессия на наледи сегодня тоже состоялась. Не такая успешная, как вчера, но что-то всё же покажу.



Алик там как раз перегонял нескольких лошадей ближе к дому.



















Анонс.

4 июля

6 июля

эвены, Кытыл, Улахан-Тарын, рыбалка, Эйемю, Якутия, Мома, наледь

Previous post Next post
Up