Этот год на удивление прошёл весьма плодотворно. Прямо скажем, вопреки всем обстоятельствам, связанным с нашей новой сюрреалистичной жизнью, в условиях ковидного безумства. Но приложенные усилия не прошли даром и вот вам результат - за год шестнадцать путешествий в самых разных частях страны. Итак, начнём!
№1. Год начался с путешествия на Кольский полуостров в самом начале января. Давно посматривал в его сторону, но всё руки не доходили. Дело в том, что большинство моих туров, которые предлагаю людям, проходят в походном или даже экспедиционном формате. И потому актуально разбавлять хотя бы иногда этот формат более комфортными вариантами. Подразумевается перемещения на автомобиле и проживание в отелях, а не в палатках как в походном варианте, не для всех это приемлемо. Вот Кольский как раз очень подходящий вариант. И январскую поездку рассматривал именно как разведочную, чтобы посмотреть логистику и далее уже работать в этом направлении, организуя периодически туда туры. Маршрут был в общем классический, что и требовалось. Побывали как на Белом так и на Баренцевом морях, в Кандалакше, Умбе, Кашкаранцах и Териберке, конечно.
№2. А вот второе путешествие было уже настоящей экспедицией, по сути, хотя тоже в автомобильном формате. Только автомобиль этот был Урал с кунгом, то есть будкой. Кунг оборудован так, что в нём можно достаточно комфортно жить и при этом путешествовать, причём в зимнем варианте тоже, потому что там есть печка на дровах и спальные полки. А маршрут наш начинался в Магадане. Далее по Колымской трассе мы уехали в Якутию и с трассы сошли, немного не доезжая Усть-Неры, далее встали на зимник «Арктика», который связывает круглогодичную Колымскую трассу с Певеком на Чукотке. Но нам так далеко не нужно было. В цели экспедиции входила пейзажная съёмка в горах хребта Черского и репортажно-этнографическая у эвенских оленеводов из села Сасыр. Так что, дальше Сасыра мы на автомобиле и не ездили. А в стойбище оленеводов в Момские горы ездили на снегоходах из Сасыра. Экспедиция длилась почти две недели, а участников нас было только двое, плюс водитель. Температуры на маршруте были вполне якутские, иногда ниже пятидесяти.
№3. Третье путешествие состоялось уже в марте и тоже в Якутии. Теперь это были мои любимые Гранитные города Улахан-Сис в низовьях Индигирки в Абыйском улусе. Так я назвал этот уникальный останцовый ландшафт, когда в 2016-м году открыл его для мира. Теперь все пейзажные фотографы мира мечтают сюда попасть. Группа у нас была небольшая, кроме меня, один участник из Швейцарии, один из Франции и трое из России. Нам крайне не повезло с погодой. Когда мы прилетели в Белую Гору, на следующий день началась сильная пурга, и мы не смогли уехать на объект. Пришлось три дня пережидать. Но когда пурга закончилась, дорогу естественно уже всю замело. Здесь нужно было проехать зимником, который идёт прямо по Индигирке, 150 километров на автомобиле и потом ещё 50 на снегоходах. В итоге нам ничего не оставалось, как на снегоходах отправиться прямо из Белой Горы и ехать так все 200 километров до базы у подножия массива Улахан-Сис, где и стоят мои Гранитные города. Но в итоге мы достигли цели и привезли фотоматериал.
№4. Практически вся группа, которая побывала в Улахан-Сис, изъявила желание заодно посетить ещё одно место в Якутии, но совершенно в другой её части. А именно в Горном улусе на реке Синей. Поэтому вернувшись в Якутск из Белой Горы, мы прямо в аэропорту сели в автомобиль и поехали в Бердигестях, районный центр Горного улуса. А уже ночью на Треколе доехали до турбазы на реке Синей. Эта река интересна пейзажным фотографам, да и просто туристам, своими столбами, которые гораздо круче знаменитых Ленских столбов. Но чтобы их как следует увидеть, надо сплавиться по реке летом, что однажды мне приходилось уже делать. Нам же удалось ухватить лишь чуть, но зато в зимнем варианте. Всё же в летнем варианте столбы гораздо интереснее, но надо было оценить и зиму.
№5. Часть апреля прошла на Полярном Урале в гостях у ненецких оленеводов. Две группы подряд, которых познакомил с необычной жизнью кочевников. В смысле для нас необычной жизнью, они-то так всегда жили и живут. Также как и хозяева, мы обычно тут тоже живём в чуме, вместе с ними.
№6. Майские праздники прошли в Северной Осетии и частично в Ингушетии. Разбил эти даты на две части и придумал два разных тура, но оба в комфортных, а не в походных условиях. Первая группа у меня побывала в Дигории, это Национальный парк Алания. Здесь жили на турбазе в Дзинаге и либо ездили на автомобиле по самым интересным местам парка, либо делали трекинг по Караугомскому ущелью. Вторая группа получила чисто автомобильный маршрут, который начался в Цейском ущелье. Оттуда мы также съездили в Мамисонское ущелье. А далее базировались во Владикавказе и уже оттуда ездили в такие места как Даргавс, Кармадонское ущелье, а также побывали в Ингушетии, в заповеднике Эрзи.
№7. Это путешествие, во второй половине мая, было спланировано как разведочное без группы и всего лишь с одним попутчиком. Нужно было разведать новый для меня объект, а именно Чарские пески в Забайкальском крае. Это уникальный песчаный ландшафт на фоне заснеженных гор Кодарского хребта. Сейчас Чарские пески становятся всё более популярными не только среди туристов, но и среди пейзажных фотографов. Разведка удалась, привезли хороший материал, и теперь уже набрана группа на это же примерно время в 2022-м году.
№8. В начале июня обычно везу людей в Якутию, в один из самых удалённых и красивых её районов - Момский. Здесь у меня два совершенно разных ландшафтных объекта, которые мои фотографы снимают, а не фотографы просто смотрят и наслаждаются общением с первозданной природой. Это река Индигирка в том месте, где она выходит из теснины гор Черского и Большая Момская наледь на реке Мома, притоке Индигирки. Здесь походный формат, потому что инфраструктуры никакой, то есть живём в палатках, но все перемещения на моторных лодках и небольшие трекинги налегке.
№9. В июле провели фотоэкспедицию также в совершенно новом и незнакомом для меня горном районе Хабаровского края, хребте Дуссэ-Алинь. Надо было не только отснять этот, безусловно, интересный в ландшафтном плане район, но и понять перспективы для дальнейшей работы с ним. В общем итоге район действительно признали интересным для пейзажной фотосъёмки, особенно озеро Медвежье, но вот перспективы для того чтобы возить сюда себе подобных показались невелики. Всё дело в том, что все интересные объекты здесь слишком труднодоступны. Везде надо ходить с большим рюкзаком через крутые перевалы, а это мало кто любит.
№10. Плато Путорана, естественно, тоже входит в список моих регионов, куда привожу людей ежегодно, причём по нескольким маршрутам. Первый маршрут в этом году был традиционно на озеро Собачье. И надо сказать, что в этом году всё прошло в форс-мажорных обстоятельствах. За день до вылета в Норильск, владелец транспорта, который должен был нас забрасывать на озеро, сообщил, что его аэролодка сломалась, и как решать вопрос, вот так срочно, было совершенно непонятно. Хорошо ещё, что ехал туда за два дня до прибытия группы, чтобы успеть всё подготовить. За эти два дня мне удалось найти альтернативу в виде двух маленьких аэролодок, каждая из которых не способна была увезти нашу группу целиком, поэтому нужно было две. И утром, когда уже все собирались выезжать на пристань, нам сообщили, что одна из этих аэролодок сломалась. Не буду здесь описывать все мои психологические состояния, которые сопровождали все эти события. В итоге нам ничего больше не оставалось, как везти людей двумя частями и эта заброска растянулась на сутки. На маршруте потом досаждала непогода, а в конце пришёл смог из далёкой, но сильно горевшей, в то время, Якутии. Последние несколько дней видимости было практически никакой. Ну и выброска также прошла нестандартно. Катер за нами выехал, но по пути сломался, в итоге пришлось вызывать другой, что растянулось на значительное время. Ух!
№11. Второй маршрут в Путоранах, со второй группой, планировался по реке Микчангда. Но, так как транспорт, который может завезти вверх по этой реке, оказался неисправен, пришлось менять маршрут. Поэтому вторая группа поехала на озеро Лама. До сего времени только это озеро в западной части плато Путорана было мной не охвачено, по той причине, что оно самое посещаемое туристами место в Путоранах. Но, в общем, в итоге группа в накладе не осталась, а озеро мне понравилось. Хотя также часть дней была испорчена смогом из Якутии. Ну и выброска тоже была нестандартной и на день раньше, потому, что обещали сильный шторм.
№12. В самом конце августа и начале сентября начинается золотая осень на Колыме, то есть в Магаданской области. И, пожалуй, самая яркая и красивая осень именно в колымских краях. Ну, или добавим сюда ещё и северо-восток Якутии. Поэтому стараюсь это время отдать как раз этим краям. И вот уже второй раз привожу людей на озеро Джека Лондона в Ягоднинском районе Магаданской области. Это действительно колымская жемчужина, набирающая всё большую популярность среди туристов и пейзажных фотографов. Добираться сюда нелегко, иначе тут было бы в тысячу раз больше народа. Да и края не такие уж ласковые, в первых числах сентября нас хорошенько присыпало снегом. Но в целом отснялись неплохо.
№13. Во второй половине сентября пора было немного расслабиться и уйти от походных форматов. Потому воспользовался январскими наработками и привёз людей на Кольский полуостров. Маршрут был простейший - Хибины, Кандалакша, Умба, Кашкаранцы, Варзуга и Териберка. Всё также в чисто автомобильном формате и с проживанием в отелях. Вот здесь и отметил свой день рождения.
№14. Октябрь разумно проводить на Кавказе, например, в Дагестане. И для начала привёз совсем небольшую группу в удалённое село Чародинского района - Гимитль. Село не имеет статус жилого населённого пункта, хотя здесь проживает около сотни человек. Местные жители, в основном, занимаются животноводством, пасут отары овец в горах. Для нас как раз было интересно понаблюдать за жизнью этих людей и отснять репортажный материал.
№15. Второй тур в Дагестане и с другой уже группой, имел совершенно другой формат и задачи. Мы жили в Гунибе и ездили на автомобилях по Гунибскому району со съёмкой пейзажей. Вот это был как раз редкий для меня самый обычный и тривиальный пейзажный фототур. Но надо же как-то разбавлять мои экспедиции.
№16. И год завершил снова в гостях у моей любимой семьи ненецких оленеводов Ледковых на Полярном Урале в конце ноября. Было, как всегда, интересно и урожайно насчёт фотоматериалов.
Вот так насыщенно прошёл этот год. Очень надеюсь, что и в следующем году будет минимум помех и максимум результата. Над чем сейчас и работаю. А вас всех с наступающим Новым Годом, здоровья и успехов во всём!