Когда земля становится твёрдой. Часть первая.

Apr 09, 2016 16:02

Герои не нашего времени.

Сквозь узкую щель в спальнике, украшенную кристаллами инея, которую я оставил для дыхания, пробился свет проходящего автомобиля. Машина остановилась чуть позади нас, по снегу заскрипели шаги.
- Кто там? - из своего убежища глухо окликнул Саша.
- Мужики, что случилось, чем могу помочь?
- Сами не знаем, мотор не заводится, топливо почему-то не поступает. Спасибо, завтра по свету будем разбираться. Фильтры снимали, прочистили, всё равно машина не заводится.
- Попробуйте самотёком прямо из канистры, тогда понятнее будет в каком месте проблема.
- Хорошо, дождёмся рассвета и будем что-то решать.
Человек, дав ещё несколько рекомендаций, ушёл, хлопнул дверью своего автомобиля и отправился дальше по маршруту.

То, что у нас не всё в порядке, можно было догадаться по ещё дымящемуся костру перед кабиной автомобиля, в которой не горело ни одной лампочки. Мотор нашего «Урала» перестал функционировать ещё вчера в середине дня, все попытки как-то разобраться в причинах такой ситуации так и не привели ни к чему. Ясно стало только лишь одно, почему-то топливо очень плохо поступает. Наступила ночь и нам пришлось отложить все дела до утра. Конец марта уже весна, но это якутская весна и за бортом минус тридцать, в кабине умершего автомобиля лишь чуть теплее. К нашему счастью, в грузе, который везём, оказалось два тёплых спальных мешка, в них и коротали эту ночь.







В этом году прошло несколько автопробегов на внедорожниках по северу России, в том числе и по Якутии, случались они и прежде. О героях писали в СМИ, показывали в телевизоре, главы регионов жали руки участникам пробегов. Не примите, пожалуйста, мои слова в уничижительном тоне, я понимаю насколько непросто организовать такие пробеги и насколько сложно найти финансирование таких проектов, а много шума требует формат мероприятия. Но всё же есть в этом всём что-то искусственное. На фоне всего этого покорения никто не замечает скромного труда простого дальнобойщика, который перевозит грузы по очень непростым дорогам Севера, существующим только зимой, когда вода замерзает и земля становится твёрдой как камень, а многие реки на это время тоже меняют профессию и становятся дорогами. Вот тогда эти парни, с чёрными от частой возни в холодном железе руками и не ярких одеждах, которых мало интересует широкая известность и работу свою они не называют экстримом, везут в своих грузовиках не очень приспособленных для комфортных путешествий, грузы в дальние населённые пункты. Они ничего не покоряют, их задача прокормить семью и для этого они отправляются в нелёгкий и даже откровенно опасный путь. И делают они это по нескольку раз за сезон, пока земля ещё твёрдая и есть работа. Придёт тепло и дорог здесь не будет, значит, не будет и работы.

Возможно, когда-то и мне доведётся участвовать в автопробегах, но пока как-то не сложилось. Зато уже второй раз пришлось проехаться в самом реальном дальнобойном маршруте по дорогам Якутии. В прошлом году по маршруту Якутск - Усть-Нера - Хонуу, а в этом году по маршруту Якутск - Усть-Нера - Хонуу - Депутатский и обратно в Якутск. И в прошлом году была масса сложностей и впечатлений, а уж в этом году и подавно. Две недели в дороге, ночёвки в кабине нашего «Урала», более четырёх тысяч километров по Колымской трассе и зимникам Якутии. Машину не вожу, но всё же не в качестве фотографа был в рейсе, а в качестве заказчика и сопровождающего груз. Эти поездки позволили мне увидеть жизнь якутского дальнобойщика изнутри, и слегка даже хлебнуть этой жизни. Нет, не буду идеализировать этих парней, но у них есть чему поучиться, по крайней мере, стойкости к обстоятельствам точно можно. А ещё поражает кодекс взаимоотношений, выработанный на северных зимниках, если у тебя что-то случилось, никто не проедет мимо, не попытавшись помочь тебе.

Не могу похвалиться, что снял хороший репортаж, не до того было. Задачи были другие, нужно было доставить груз, а всё остальное второстепенно, поэтому мы либо ехали, либо решали проблемы, и в их решении мне приходилось участвовать непосредственно. Но всё же материал какой-то есть, этим и поделюсь.



Вот это и есть один из настоящих героев якутских зимников. Александр Бакунов - дальнобойщик из пригорода Якутска, глава большого семейства и хозяйства. Жена, три сына, внуки, собаки, кошка, куры, индюки и несколько домашних инкубаторов с цыплятами, а ещё два "Урала". Зимой он дальнобойщик, а летом строит дом для сына и занимается любимым делом, цыплят выращивает. С ним и довелось проделать весь путь и в этом и в прошлом году. Энергичный мужик, никогда не сидит без дела, мало спит, много работает. Тут французы хотели кино про якутских дальнобойщиков снять, как раз с ним в главной роли, но что-то  не сложилось с финансированием, но в гости приезжали, в бане парились, самогонку пили.



Рабочий кабинет Александра.



Жизнь в дороге тяжела и напряжённа, но это настоящая жизнь.



Не бывает здесь гладких дорог.





Цепи на местных дорогах необходимый атрибут.



В среде дальнобойщиков северных зимников существует некое негласное правило, если у тебя что-то случилось мимо никто не проедет, все будут решать проблему сообща как свою. Иначе здесь никак, без посторонней помощи иногда можно просто не вернуться домой. Сегодня помог ты, завтра помогут тебе. Особенно это актуально в самый холодные месяцы, январь и февраль, когда температура опускается до пятидесяти и ниже, тогда счёт идёт на минуты, думать и решать проблему нужно быстро.



По прошлому году знаю, возиться в солярке на морозе чревато, две недели тогда ходил с забинтованными пальцами после обморожения. Поэтому чтобы промыть фильтр, предварительно грели солярку прямо на костре.



Долг платежом красен. Вчера помогли нам, сегодня помогаем мы.



Быт дальнобойщика сведён к самому минимуму, главное двигаться вперёд и порой нет времени даже нормально перекусить. Вот так на ходу тушёнку прямо из банки.





В кабине едем, спим, едим, живём короче говоря.



Бакуновы - дальнобойная династия. Два старших сына пошли по стопам отца. Это Евгений, недавно у него родилась двойня, два парня, которые тоже может быть когда-то станут дальнобойщиками. В прошлом году он тоже был с нами в рейсе.



Бэся - любимая собака Александра, берёт иногда в короткие рейсы. Предана хозяину до кончика хвоста.



В этом рейсе было много всяких неожиданностей, неприятностей, поломок. Было и лопнувшее колесо на прицепе и дырка по шву в топливном баке и ледовая западня на Индигирке и сбои в работе аппаратуры и вот эта холодная ночёвка и целые сутки потерянного времени на решение проблемы с подачей топлива. В результате, как всегда, причиной оказалась сущая мелочь. Оказывается лопнула трубка топливозаборника из бака. Решение было простым, запустили туда напрямую резиновый шланг и так потом проехали всю дорогу с открытым баком, горловину которого заткнули тряпкой.

PS. В тот же день, как мы вернулись в Якутск, Александр отправил в рейс сыновей и сам тоже собирался через пару дней отбыть снова в Хонуу. Возможно, вот именно сейчас он уже в пути. Пожелаем ему хорошей дороги. Его автопробег закончится только тогда, когда земля перестанет быть твёрдой.

Часть 2. Федеральная трасса "Колыма". Р504.

Часть 3. Река Индигирка - дорога жизни.

Часть 4. На Депутатский.

дальнобойщики, Якутия, дороги

Previous post Next post
Up