Мой стаж в качестве путешественника уже перевалил за три десятка лет. Теперь другие времена, теперь практически у каждого есть возможность рассказать обо всём, чем хочется поделиться. И при этом ещё есть вероятность, что кто-то вас услышит и даже что кому-то это будет интересно. Раньше таких возможностей было гораздо меньше, потому что не было Интернета и таких его проявлений как ЖЖ. И теперь лично мне приходится иногда не только рассказывать о недавних путешествиях, но и возвращаться в прежние годы. Вот, например, явно будет несправедливо, если не расскажу, используя площадку ЖЖ, о трёх своих экспедициях совершённых довольно давно и связанных между собой единой идеей пересечения огромного пространства Среднесибирского плоскогорья. Как уже обозначил в заголовке все три экспедиции были проведены в одиночку и в сумме длина маршрутов составила 5000 километров. Тогда ещё я почти не снимал, поэтому фотографий будет совсем мало, зато много текста, который может показаться излишне романтичным, но написано это давно и что-то всерьёз менять в тексте не вижу смысла. К тому же большие тексты сейчас мало кто читает, поэтому сегодня пока только анонс этих трёх больших путешествий, а потом расскажу о каждой из трёх экспедиций отдельным текстом.
Зелёным - экспедиция 1997-го года 2625 километров по Нижней Тунгуске. Красным - экспедиция 1999-го года в истоки реки Оленёк и верхнее течение реки Оленёк до одноимённого посёлка. Синим - экспедиция 2000-го года оставшиеся 1500 километров реки от посёлка Оленёк до устья реки Оленёк.
Как известно, любое путешествие начинается с карты. Очень увлекательное это занятие, интереснее любого детектива - разглядывать причудливые рисунки горизонталей, представлять, как всё выглядит на самом деле. А голубые нити рек, будто линии судьбы уготованной страннику, способному дерзнуть и расшифровать двухмерную, плоскую схему, воплотить в реальную трёхмерную картину. Вот только карта мне попалась на этот раз слишком мелкая, обзорная. Иначе такой глобальный маршрут в голову бы не пришёл. Множество раз, мысленно пройдя неизвестные пути, постепенно подошёл к конкретной затее, пересечь очень малоосвоенную и громадную территорию, лежащую между двумя великими сибирскими реками - Леной и Енисеем. В географии эта территория называется Среднесибирским плоскогорьем. Люди здесь живут только по периферии или по берегам большим рек, вроде как примостившись у края на подступах к неизведанным пространствам, а дорог нет совсем. Зато много рек разного калибра. Маленькие питают большие, большие ещё больше, а самые большие отдают всё что собрали либо Енисею, либо Лене, либо самостоятельно несут свои воды в Карское море или море Лаптевых, что у самого Ледовитого океана. Вся эта земля почти сплошь покрыта труднопроходимой тайгой и горами, правда, не очень высокими.
Вот так, разглядывая карту, и присмотрел… ну очень большой маршрут, позволяющий пересечь всё Среднесибирское плоскогорье и вдоль и поперёк. По рекам, конечно. А как же ещё здесь можно передвигаться на далёкие расстояния летом и без вертолёта. Конечно, только по рекам. Самым очевидным путём казалась Нижняя Тунгуска - очень протяжённая водная артерия. В своих верховьях она проходит рядом с Леной, всего лишь несколько километров не хватает ей, чтобы влить свои воды в большую реку, да видно не гидрографическая судьба ей, приходится тащиться дальше, ещё больше двух с половиной тысяч километров через всю Среднюю Сибирь, чтобы отдаться Енисею. С этим всё понятно, но при этом остаётся ещё очень большой кусок плоскогорья к северу от Нижней Тунгуски. Там, уже совсем на севере зачинается большая, протяжённее двух тысяч километров, но почти не населённая река Оленёк, несущая свои воды в море Лаптевых. Это вроде очевидный путь. Да только незадача, уж очень большое пространство лежит между Нижней Тунгуской и Оленьком. И как его преодолеть, пока не очень понятно, хотя между ними тоже есть своя речная сеть более мелких рек. Итого, в общей сложности что-то около пяти тысяч километров набегает. Совсем не мало, понятное дело за один сезон не освоить.
На этапе подготовки, конечно, одной картой не обойтись, нужно порыться и в других источниках информации. Тут неожиданность преподнесли история с географией. Оказывается, не зря такой маршрут нарисовался, не первый я до него додумался, видно есть в нём своя логика. Ходили уже таким путём, вернее близким к нему и немного другим способом. А было это более ста лет назад. В 1873-1875 годах здесь проходила исследовательская экспедиция известного землепроходца и геолога Чекановского Александра Лаврентьевича. Если к тому времени Нижняя Тунгуска ещё и не очень была освоена естествознанием, то была давно освоена местными жителями, землепроходцами, торговым и прочим людом. Ведь именно по ней впервые вышли русские люди к неизвестной доселе Лене. А вот о реке Оленёк тогда только ходили неясные слухи. Так что Чекановский по сути является её первооткрывателем и первым исследователем реки и прилегающих земель. Экспедиция под его руководством тоже растянулась на три сезона. Так что в моём мероприятии возник ещё и исторический аспект.
Ну а дальше пришло время воплощения задуманного. Для этого купил легкую байдарку, взял всякое необходимое снаряжение, и отправился на далекую Нижнюю Тунгуску. Все потенциальные спутники ещё до того, по разным уважительным причинам отказались составить компанию. Но я так увлёкся к тому времени целью, что это не показалось мне достаточным основанием для того, чтобы оставаться дома. Таким образом, судьбе было угодно, чтобы я совершил это путешествие в одиночку.
Первый же день на этой таежной реке стал настоящим испытанием и, прежде всего, психологическим. Тогда нужно было сделать какой-то шаг, способный помочь оторваться от всего что держит, от привычного уклада жизни и отдать себя реке, принять её путь. И решение интуитивно было найдено, обрил наголо голову. Это действо каким-то странным образом помогло перешагнуть тот самый незримый порог, за которым стало возможным многое. Через некоторое время удалось вполне приспособиться к новым условиям, найти гармонию с окружающим миром, договориться с самим собой, да и просто привыкнуть к своей маленькой байдарке, обжить её. Ведь в ней приходилось проводить по нескольку часов, каждый день.
Ровно два месяца жил я отшельником. Каждый день передвигался вниз по дикой реке на некоторое количество километров. Редко встречал людей, еще реже деревни. Зато наслаждался уединением, первозданным миром, познавал себя в этом мире и мир в себе. Немного другим человеком пришел 12-го августа в Туруханск - городок, стоящий на Енисее, в месте впадения Нижней Тунгуски. За два месяца было пройдено 2625 километров водного пути, пересечено все Среднесибирское плоскогорье, маршрутом соединены две великие сибирские реки - Лена и Енисей.
Но это была только первая экспедиция, только часть всего маршрута. Неосвоенные пространства не давали покоя, и через два года снова оказался на Нижней Тунгуске. На этот раз маршрут начинался в Туре, столице Эвенкии. И на этот раз ждала ещё большая неизвестность и неопределённость. По сути, нужно было сделать то, что ещё никто не делал, пройти так, как ещё никто не ходил. Без преувеличений меня ждала одна из самых малонаселённых территорий мира, лежащая к северу от Нижней Тунгуски. Используя разрабатываемую на ходу тактику речных связок, удалось преодолеть весьма значительное пространство, что-то около 700 километров, разделяющее Нижнюю Тунгуску и истоки реки Оленек, имея при этом груз 100 кг. Затем спуститься по этой реке еще 700 километров до одноименного поселка. Только вверх по быстрым и каменистым рекам пришлось подниматься не менее 250 километров, волоча за собой прямо по воде или по камням реки гружёную байдарку. Соленым потом, озверевшим гнусом, непроходимой тайгой, бесконечными челночными переносками груза и топкими болотами запомнились два волока через перевалы, между разными бассейнами рек. А река Мойеро подарила откровения о жизни и смерти в бешеных порогах своих черных каньонов. Да и сам тихий Оленек долгое время не хотел мне помогать. Первые две сотни километров редко удавалось находиться в байдарке. Все больше приходилось дергать ее по камням обмелевших истоков. Однажды спросил пространство, сколько дней быть мне в одиночестве, когда встречу хоть одного человека. В неясный ответ трудно было поверить, но всё сбылось. Именно через сорок дней, после того, как расстался с охотниками на Корвунчане, повстречался первый человек на пути, в метеостанции Яральин, что уже на реке Оленёк. Удивительное совпадение, но его одиночество длилось ровно столько же дней. А на следующий день на метеостанцию прилетел долгожданный вертолёт, привёз ещё сотрудников и окончательно нарушил одиночество её единственного обитателя. Мне же осталось одолеть лишь 400 километров до посёлка Оленёк, что и сделал всего лишь за восемь дней по уже большой и прекрасной реке, удивившей в этой части необычным количеством волков. Которые, впрочем, не проявляли какой-либо агрессии по отношению к пришельцу.
Конечно, не мог не вернуться снова в поселок Оленек в 2000 году, где завершил свой прошлогодний маршрут, чтобы пройти оставшиеся полторы тысячи километров реки, несущей свои воды к морю Лаптевых. И реки не простой, мистические события и ощущения, связанной с ней не раз удивляли. И всё же на этот раз всё было уже немного привычно. Просто жил наедине с рекой, передвигался вместе с ней. Неизведанные вибрации внутри меня подчинились мощным вибрациям реки, вошли в резонанс с ними настолько явно, что иногда ощущались на физическом уровне, пугая или озадачивая странным гулом разной силы, берущемся ниоткуда. Таким образом, за полтора месяца и дошел до устья Оленька, впадающего в море Лаптевых. На всем пути только две метеостанции подарили встречу с людьми, все остальное время только река была моим партнером в продвижении к морю. Зато олени и волки совсем уже не удивляли своей многочисленностью.
Эти три больших путешествия, тесно связанные между собой, конечно, не были первыми. И, к счастью, не были последними. Они даже, может быть, не были самыми трудными, но они были особенными. Думаю, стоит о них рассказать немного подробнее.
Тунгусские зарисовки. За уходящим горизонтом. Река Оленёк.