Остановка вторая. База Матекан.

Jan 11, 2014 17:10

Серия - 101 день в Якутии.

Этап третий - хребет Черского. Продолжение.

Стоянку в местечке Тойон-Уялах покинули достаточно рано, вроде начинаем втягиваться в походный режим. Рано, это значит около двенадцати часов дня. И это действительно рано, потому что сборы занимают всегда очень много времени. Это же не как в обычном походе, когда собрал рюкзаки, влез в них и вперёд. Нет, здесь всё гораздо сложнее. Чтобы собрать конный караван, времени уходит значительно больше. Причём основная работа ведь лежит на Алике. Ну да, мы ещё можем собрать матага, то есть вьючные сумы. Да и то нужно потом показать Алику. Тут важен один основной нюанс. Пара матага, которая крепится на двух боках лошади, должна быть уравновешена, иначе более тяжёлая сторона начнёт со временем сползать. Но вот седлать лошадей, крепить на них груз и прочее - это уж лучше Алик. Так как он, мы всё равно не умеем. А от того как лошади навьючены и как закреплён груз очень зависит скорость нашего перемещения. Если всё сделано некачественно, то обязательно по пути начинают возникать проблемы, груз сползает, а иногда всё просто сваливается набок вместе с седоком. Приходится всё заново перевьючивать, а это отнимает время. Так что лучше уж сразу всё сделать правильно. Но даже при этом не избежать вынужденных остановок.
Да, дорога будет явно тяжелее, чем я себе представлял, это уже видно по первому, разминочному дню. Радует то, что погода пока стоит замечательная. И как всегда первые километры совсем не в тягость. Тем более, что пришлось сделать небольшую остановку, отойдя совсем недалеко от Тойон-Уялах. Здесь есть одно историческое место. Как уже говорил ранее, тут когда-то проходила дорога от Верхоянска в Зашиверск и в этих местах люди жили отдельными хозяйствами повсеместно. В те времена не принято было здесь создавать большие поселения. А конкретно в этом месте когда-то стояла часовня, которая сгорела ещё в самом начале двадцатого века. Но от неё остался один единственный столб, как памятник эпохе первичного освоения северо-востока России.

Наш караван в полной загрузке.

Тот что в центре, наш грузовик, он не везёт седока, но загружен под завязку. Думаю, килограмм сто несёт.

Вы, конечно, снимайте, но дорога дальняя, не жалуйтесь потом, что опять по ночи ходим.

После небольшой остановки у останков часовни, началось затяжное болото. Это особенное развлечение, тут словами трудно передать, нужно испытать на себе. Казалось бы, сидим в седле, груз на себе не тащим, это лошадка бедная под нами упирается, едва ноги вытаскивает из трясины, запинается на кочках. Но седоку это тоже непросто, приходится крепко держаться в седле, болтает так, того гляди вылетишь и почему-то начинаешь напрягаться вместе с лошадью, будто сам вязнешь в трясине. К тому же, у меня ведь за спиной фоторюкзак со всей аппаратурой, а это не меньше 10-12 кг. Положить его куда-то вместе со всем грузом даже и не помышляю, привезти груду металлолома вперемешку со стеклом никак нельзя. В результате, хотя вроде сам по себе никуда не идёшь, перегреваешься так, будто лезешь с грузом в гору, а под рюкзаком уже откровенно текут струйки пота.

Дождливое лето сделало своё дело, болото переполнено водой, а местами тропа, где она вообще когда-то была, просто размыта или её не видно под водой. Вся дорога здесь идёт в долине реки Арга-Юрях, местами почти у берега, местами от него значительно удаляясь. И в одном месте нам пришлось делать обход, уходя дальше от реки, потому что уж слишком здесь много было воды. Но сначала нужно было перейти на левый берег Арга-Юряха, на правый мы перешли сразу после Тойон-Уялах. Видно в том месте, где обычно тут форсируют реку, что-то было не так и Алик нас повёл к броду в другом месте. Здесь Арга-Юрях течёт в болотистых, круто обрывающихся задернованных берегах. В седле тут бродить было слишком рискованно, лошадь легко может завалиться или легко вылететь из седла, пришлось спешиваться. И сегодня настало моё время искупаться. Слишком короткий повод я взял, и когда уже выходили с лошадью на другой берег, та своим боком толкнула меня и я улетел в воду. Пришлось немного задержаться, чтобы выжать одежду и продолжить путь. Но день был солнечный и тёплый, высох довольно скоро.

Болото продолжалось ещё очень долго и стало казаться бесконечным, но потом всё же пошли и твёрдые участки с хорошо набитой и ясной тропой. Горы стали значительно ближе, а местами даже появились и скальные обрывы. В одном симпатичном местечке сделали остановку на чай. А чуть позднее ещё одну остановку, ещё в одном историческом месте. Вот всё же лет сто-двести назад здесь жизнь была более активная. В этом месте существовала фактория, от которой остался лишь старый сруб. Сюда приезжали купцы, устраивались ярмарки, местный люд съезжался и выменивал шкурки соболей и прочую пушнину или мягкую рухлядь, как тогда называли, на патроны, соль, продуктовые припасы и другое необходимое. Обычно это происходило зимой, когда передвижения по местности упрощались, ведь болота замерзали.

Внутри сруба ещё сохранились остатки камелька, в этом месте в избушке устраивали очаг.

У Миши была небольшая походная видеокамера и он что-то там снимал, но никакого кина я пока ещё не видел.

Кирилл. Сегодня его лошадь целый день бастовала. Вставала и всё, ни с места. Никакими пинками с места не сдвинуть. На этом тоже теряли время. Пришлось уже здесь Мише идти последним и сзади подгонять, иначе никак. Миша хоть и не каюр, но якут и с лошадью тоже неплохо управляется.

Покинув бывшую факторию, продолжили путь, который с каждым часом становился всё тягостнее. Уж простите за интимные подробности, но к концу этого дня я понял, что с моей задницей что-то не то. У меня была толстая пенополиуретановая подстилка на пятую точку, служившая прослойкой между моей не очень толстой задницей и довольно жёстким седлом. В прошлых походах обычно мне этого хватало, но теперь что-то не так пошло и на каком-то этапе стало казаться, что между моими костями и седлом нет совсем ничего. Кажется я просто сбил напрочь такую драгоценную часть своего измученного организма, отвечающую за интуицию, и там уже назрела большая шишка, особенно на правой её половине.

А дорога сегодня что-то и не собирается заканчиваться. Дело в том, что мы не могли остановиться где придётся, а должны были дойти до определённого места, где есть изба. Хотя у нас было всё, чтобы заночевать где угодно, но Алик привык ходить налегке и на вопросы есть ли у него , например, спальник, ложка и прочее необходимое походное, делал удивлённое лицо и говорил - там всё есть. Да, эти ребята здесь ходят от избы к избе и ничего с собой не берут. А то, что есть ТАМ, это обычно какое-нибудь грязное одеяло, которым укрывались много лет, многие такие вот кочевники, посуда, которая была чистой только в прошлой жизни ещё в магазине, а ложки может и вовсе не оказаться, но её можно по-быстрому выстрогать из деревяшки и всё такое в этом духе. По-первости это немного шокирует, но потом привыкаешь и начинаешь относится как к чему-то естественному. Люди здесь живут в суровых условиях и привыкли быть неприхотливыми, это упрощает жизнь, которая заставляет со многим мириться.

Когда мы вошли в горы, день уже подходил к концу, начало смеркаться. И на вопросы к Алику - ну что, наверное, уже рядом, тот с усмешкой отвечал, ещё три часа и показывал на далёкую гору, у которой должна быть оленеводческая база. И непонятно было, шутит ли он или всерьёз. Но Алик не шутил, к месту подходили опять совсем по темноте, ориентируясь лишь по смутным силуэтам лошади нашего проводника впереди. И вот мы свернули в долину левого притока Арга-Юрях, а чуть позднее впереди залаяла собака, здесь кто-то есть.

Здесь на Матекане что-то вроде перевалочной базы для оленеводов. Зимой сюда есть зимник и по нему автомобилем можно забросить продукты и другие припасы, которые потом оленеводы уже развозят к своим стойбищам. Снимал естественно уже утром, после ночлега. Слева жилая изба, справа амбар.

База расположена в узкой долине небольшого ручья, на большой поляне.

Места хватило всем, несмотря на то, что вся середина дома до потолка завалена мешками с мукой и прочими продуктами, а вот снегоход пришлось вытащить на улицу.

Антимедвежий заслон.

Амбар. Во фронтоне слева дыра, которую проделал медведь, пытаясь забраться в амбар. Судя по всему, это ему не удалось. Дверь открыть он не догадался.

Есть тут и совсем старые строения, оленеводы давно обитают в этих местах. Иногда стадо бывает и совсем рядом, но не сейчас.

Сергей Лалетин. Наконец-то в экспедиции появился человек, готовый взять на себя основную часть хозяйственных дел, кроме того, умеющий это делать. Давно это ждал.

Чайник местный, не наш.

Само местечко мне понравилось и я с удовольствием утром побегал со штативом и камерой. Помнится тога ещё подумал, хорошо бы тут провести несколько дней. Вот зря я так тогда подумал, на обратном пути здесь придётся провисеть несколько дней, но это уже будет не в кайф. Это я вперёд забегаю немного.

Уж очень мне забор показался геометричным и фотогеничным и вроде в пейзаж вписывается.

А вот и новый герой повествования. Мы знали, что из стада к нам навстречу, а вернее именно на Матекан, вышел человек за продуктами с тремя лошадьми. Но не знали, застанем ли его здесь. Это Игорь и он действительно герой в положительном смысле. По крайней мере, в самом конце путешествия очень многое будет зависеть от него и он здорово нас выручит, но это я опять забегаю вперёд. Игорь приходится нашему Мише Черёмкину двоюродным племянником. В этих краях, где на огромной площади проживает так мало народа, очень часто кто-то кому-то кем-то приходится. Игорь живёт в Соболохе, то есть прописан там, но основное место его обитания, уже несколько лет - стадо. От Матекана наш караван увеличивается на три лошади и одного седока, но грамотного седока.

Сегодня идём дальше. Впереди перевал и сегодня же должны выйти к Чибагалаху.