О праздновании Пасхи в Петербурге нач. XXI века

Apr 25, 2011 11:01





Представляется, что русская пасхальная обрядность среди населения Петербурга испытывает очередное возрождение. В страстную субботу, 23 апреля, в церквях наблюдались огромные очереди из желающих освятить основные аттрибуты пасхальной обрядности: яйца, куличи, кагор и, иногда - творожное блюдо под названием "пасха". В церкви Иоанна Предтечи на Каменном острове, в церкви Преображения Господня на Орбели на улицах стояли столы, на которых прихожане (ходя тут нельзя утверждать, что все из пришедших посещали эти церкви в какое либо другое время кроме Пасхи) выставляли снедь, и по наполнению столов священник проводил обряд освящения. В Антреевском соборе на 6-й линии ВО освещали внутри храма, что вызвало очередь длиной в несколько десятков метров у его входа. Наибольшее количество верующих (этот термин употребить точнее, нежели прихожане), вероятно, участвуют именно в этой части обрядности - в освящении куличей и другой снеди. На втором месте, вероятно, крестный ход. Меньшее количество участвует в церковной службе до и после крёстного хода, однако, всё равно это количество много больше числа прихожан на службах на менее "невеликие" церковные праздники, и небольшие районные храмы с таким наплывом не справляются. Состав возрастной состав участников пасхальных служб, вопреки определённому сложившемуся стереотипу, довольно разнообразен, много молодёжи и людей среднего возраста, семейных пар с детьми.
Если говорить об аттрибутах, то те из них, что сохранялись и в советское время, сохраняются и сейчас. Этому способствует и современная потребительская культура, включившая церковные праздники в свою сезонную программу: магазины предлагают большое количество видов пасхальных куличей, средств для раскрашивания яиц, наклейки для их украшение. Вид пасхальных аттрибутов, при этом, меняется: на священиях куличи заводского изготовления составляют уже до 95%, их вид унифицируется, тоже можно сказать о яйцах - классические красные яйца, крашенные луковой шелухой уже встречаются на святительных столах не часто, преобладают украшенные "быстрым" способом, т.е. наклейками. Творожную пасху на священия приносят нечасто, в том числе потому, что по свойствам она не очень удобна для переноски. Но из кулинарных аттрибутов пасхальной обрядности, представляется, она отмирает в первую очередь, так как довольно давно, ещё с советских времён не воспринимается населением как лакомство.

религия, дата, этнология, фото

Previous post Next post
Up