О праздниках естественных и идейных

May 01, 2010 00:11


Находясь под впечатлением "Священной книги оборотня" хотел я было написать про то, что Пелевин наше нынешнее всё, но вспомнил одну мысль, которая давно зрела и созревала, и решил написать лучше про неё. Суть мысли: хорошим индикатором уровня пассионарности любого общества являются его праздники. Ведь праздники есть в любом обществе, где-то больше, где-то меньше, но везде. Так вот, в идеальном непассионарном обществе в вакууме все праздники будут естественными, то есть посвящённые явлениям природы, обыденным ежегодным событиям, не несущими сложных ритуалов и традиций, а в идеальном сверхпассионарном обществе в вакууме все праздники будут идейные - дни почитания богов, святых, героев, событий, явлений и т.п., насыщенные сложными обрядами, распространёнными среди всех слоёв общества.

Снижается пассионарность - праздники теряют идейность и приобретают естественность. Например, римляне имели огромное количество праздников со сложными ритуалами: луперкалии, сатурналии, и всё прочее. Яндекс пишет - около 50 штук. Но с уходом пассионарности, римской идеи выраженной в римской религии, праздники тоже теряли смысл, и становились обычными безыдейными пьянками, оргиями и прочими торжествами пороков. Завозные восточные праздники принимались как одноразовая диковинка, а уж христианские и вовсе были чужды римской культуре, хоть и умирающей. Процесс оказывается довольно выраженным.
Тоже мы можем наблюдать и в современной России, не побоявшись преувеличить значение сиюминутных событий для истории: весь советский период происходил постепенный дрейф в сторону естественности, которая торжествовала в возрождении из небытия "буржуазного" Нового года, далее - в превращении дня солидарности трудящихся женщин в просто день женщин как пола, а дня Советской армии - в дня мужчин, впрочем этот процесс ещё не завершён. Наконец, скачкообразно обрушилась идейность праздников с крахом Союза, причиной явления был резкий спад пассионарности. Навсегда умерли седьмое ноября, первое мая (как день трудящихся), и ряд мелких праздников не носящих статус выходных, и это при том, что всего несколько десятилетий назад они были действительно народными, люди ходили на демонстрации, собирались за общими столами, праздновали, выпивали, даже провозглашали идейные тосты. Помянем. Выжил только день Победы, последний действительно идейный праздник нашей страны. Но количество праздников не изменилось, теперь мы отдыхали по случаю дня мужского пола, женского пола, праздника первых тёплых деньков, дня смены календарей, некоторое время был ещё совсем невнятный день в ноябре, но тоже выходной. Попытки беспомощной власти насадить праздники новых идей были обречены на провал - новые идеи должны сопровождаться новыми людьми, а их история "новой России" вынесла на поверхность не так много - почти все они помещались за праздничным ельцинским столом на приёме в Кремле по случаю т.н. "Дня независимости". С 2000 года мы можем наблюдать нечто вроде регенерации пассинарности, слабой, но регенерации. Власть вовсю держится за последний идейный праздник, всячески стараясь реформировать его и сохранить даже до тех времён, когда некого будет приглашать на концерты военных песен с вручением юбилейных медалей, и даже чуть более успешно внедряет новые, но всё-таки пока что совсем в этом не преуспевает.
И надежды на возрождение всенародных идейных праздников, как учит нас пассионарная теория этногенеза, никакой нет, разве что новый толчок пробудит к жизни какой-нибудь новый народ на территории РФ, и он, создавая себе пантеон праздников, возьмёт что-нибудь и из нашего, совсем не обязательно выбрав среди основных торжеств, а взяв, к примеру, День рыбака. Хотя я бы, конечно, взял День космонавтики, праздник возможности невозможного, и преодоления непреодолимого. Жалко терять такой хороший День с большой буквы просто потому, что породившему его народу теперь не до свершений. Ну жалко.

этнология

Previous post Next post
Up