![](http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000639969.jpg)
Просматривая обетованную сеть, в очередной раз убеждаюсь, что День космонавтики - один из самых народных праздников России. Всякий россиянин о нём знает и думает хорошо, но не нажирается при этом до визга, потому что будний день, а трезвое не отягощённое алкоголем воображение рисует перед ним завораживающие картины неизведанных космических пространств, а также улыбающееся лицо Гагарина, самого положительного советского россиянина всех времён. Вот и я пребывая сегодня в хорошем расположении духа, и просматривая на досуге пейзажи марсианских равнин, решил что пришло время дать рецензию на ещё одну из немногих книг о русском роке - книгу журналиста и пиарщика Александра Кушнира "Хедлайнеры", она заняла вполне достойное место в некогда составленном мною
хит-параде.
Книга, вообще-то говоря, не только о русском роке. Она, вообще-то, даже менее о русском роке чем думал её автор, когда писал. Но, всё-таки, и о нём тоже, о великом и могучем. Общая идея - Кушнир откровенно и подробно рассказывает о взаимоотношениях со своими друзьями-клиентами - рокерами, поперами и их продюссерами, настоящими звёздами, что называется - хедлайнерами нашей музыкальной культуры. За более чем 10 лет его пиар-деятельности перед нами проносятся такие столпы как Борис Борисович Гребенщиков, Илья Кормильцев, Максим Фадеев, Илья Лагутенко, Земфира, продюсер Леонид Бурлаков... Мы видим звёзд глазами их близкого друга, и потому это довольно непривычный для зрителя ракурс. Про известных и уважаемых мною рокеров БГ и Кормильцева мне как всегда было интересно читать в разрезе творческого процесса, жизненного уклада и общих взглядов. Узнав историю восхождения звёзд рокопопса Мумия Тролля и Земфиры я взглянул на них по-новому, и даже решил послушать ранние альбомы, хотя прежде дальше радийного знакомства с главными хитами оных не заходил. Насчёт "Тотал" и Глюкозы - проектов Макса Фадеева, а уж тем более Кати Лель, также как-то находившейся под его крылом, никаких откровений не испытал - всё таки это совсем не та идеология творчества, которая привлекает меня в музыке.
Что интересно, главный пиарщик русского рока напомнил мне старую мысль - об упадке русороковой культуры как таковой, прежде я озвучивал её
здесь. Журналист Кушнир - очень известный в этой среде человек, автор канонических "100 магнитоальбомов советского рока", и ещё нескольких книг по тематике, на протяжении своей профессиональной карьеры от рока неизменно дрейфовал к более лёгкой популярной музыке, потому что туда смещался движняк и деньги. Если книга начинается с раскрутки альбома Аквариума "Навигатор" в 1996 году, переходит к работе с папой рокопопса Ильёй Лагутенко в 1997-2001 годах, раскрутке первого альбома Земфиры, работе с Максимом Фадеевым и его группой Total ("Бьёт по глазам адреналин"), то к середине двухтысячных вовсю уже повествует о Глюкозах, Кате Лель и разнообразных фабриках на ТВ. К настоящему времени положение не изменилось - заглянув в
раздел Проекты сайта "Кушнир Продакшн" можно убедится, на чём сейчас делает деньги бывалый рок-перащик. Он не предатель, просто он деловой человек. Каждый новый "хедлайнер" русского рока был попсее предыдущего, пока, наконец, очередного хедлайнера невозможно стало отличить от обычной эстрадной звезды. Но, впрочем, на эту тему я провёл небольшое отдельное исследование и надеюсь написать отдельный пост, пробившись через буреломы матушки-лени. А пока, любители русского рока - читайте "Хедлайнеров", возможно это последняя актуальная живая книга об любимом культурном явлении, дальше же на книжном рынке останется место только некрологам.