Случайно почерпнутые на просторах обетованной сети новости из Латвии напомнили мне одну стародавнюю историю. Суть новостей такова:
в Латвии довольно давно приняло массовый характер украшение русскими своих автомобилей российскими флажками и георгиевскими ленточками. Это, вполне естественно, вызывает аллергическую реакцию у властей и националистов, но "русские не сдаются", большинство из них родились в Латвии и готовы бороться за свои права в этой стране. Всё это один из примеров трагедии русского этноса вследствие полураспада его главной социальной структуры - Советского Союза. Правоприемница - Российская Федерация, не способна обеспечить права соотечественников в отколовшихся республиках (ничего удивительного в этом нет - другая страна, другие порядки), что вызывает либо массовую эмиграцию (из республик Средней Азии, например), либо создание внутренних русских объединений, получающих ограниченную поддержку от России, как, например, в Латвии.
Что ж, история повторяется. В XIII-XIV веках под натиском татаро-монголов потеряла резистентность Киевская Русь, и вся юго-западная её часть оказалась захвачена Литовским княжеством. И если поначалу княжество это тяготело к православию и называлось
"Княжество Литовское, Русское, Жемойтское и иных", то со временем произошёл поворот на запад, уния с Польшей и принятие католицизма. Русские жители, оказавшиеся во враждебном окружении, имели три альтернативы - бежать на Русь Московскую, где было, в общем-то, тоже не сладко, принимать римскую веру, или быть на положении притесняемого нацменьшинства. Отказываться от веры (что по тем временам означало и от этническую идентификации) во все времена считалось западло, и потому православные окатоличиванию и ополячиванию сопротивлялись, объединяясь в
православные братства. Фактически эти братства были реликтами ещё древнерусского этноса, и хоть и считались "русскими", московитам были отнюдь не родня, да те и не имели никакой возможности помочь единоверцам. Яростно сопротивляясь, в общем и целом братства до вхождения Западных частей Украины и Белоруссии, а также Польши в состав Российской империи не дожили, уступив напору униатов и католиков, и сохранились до XIX века лишь восточнее.
Наверное, такая судьба ждёт и русские общины в республиках бывшего Союза? Возможно. Однако, конкретно ни Латвия, ни Евросоз, не способны ныне вести агрессивную ассимиляционную политику, что позволяет смотреть на судьбу русских за ближним рубежом всё-таки, с определённым оптимизмом.
На фото - удивительная Успенская церковь во Львове, построенная на деньги Львовского Успенского братства в 1591-1629 годах.