Религиозная безответственность

Jan 24, 2013 22:31

Религия дает человеку внутреннюю духовную свободу и освобождает от власти внешних обстоятельств, мирской суеты и ложных целей. Чувство свободы порой переживается столь сильно, что возникает искушение полностью отрешиться от всей внешней жизни и сосредоточиться исключительно на духовных целях. Именно поэтому многие религиозные люди не только перестают интересоваться политикой, но очень часто вообще отказываются занять какую-либо гражданскую позицию по жизненно важным вопросам.

Это искушение ведет к самообману. Кажется, что если отрешиться от мирской жизни, то и не придется отвечать за свои поступки, которые не совершал. Однако бездействие - это тоже поступок, за который приходится нести моральную ответственность и ответственность перед Богом. Если человек бездействует, не пытаясь помешать преступлению, то становится соучастником.

Именно в этом заключается политика власти - сделать всех соучастником преступлений, принимая преступные решения от имени народа. Пример тому - недавно принятый антисиротский закон, лишающий многих детей инвалидов какой-либо надежды на будущее. В этой ситуации промолчать означает согласиться с тем, что закон принят якобы от нашего имени.

Ответственность не ограничивает свободу воли, напротив, является ее необходимым условием, формой осознанности свободно совершаемого поступка. Отсутствие гражданской позиции по отношению к антисиротскому закону - это тоже поступок, но неосознанный, что для религиозного человека означает религиозную безответственность, т.е. непонимание того, за что необходимо нести ответ перед Богом.

Религия - это такая связь с Высшим, которая позволяет осознать свободу от всех внешних обстоятельств. Благодаря этому человек может полноценно жить в обществе и при этом быть свободным от общества. Свобода от общества - это вовсе не изоляция и не произвол, а способность ответственно поступать в обществе в соответствии со своим внутренним принципом, и все религии утверждают, что такой принцип есть.

Кришна проповедовал Арджуне на Курукшетре о том, что поступок самоценен, когда он совершается не для достижения какой-либо мирской цели, а для исполнения долга, потому что долг определяется не извне, а изнутри через связь с Богом. Осознание этого позволяет человеку поступать свободно от всех внешних обстоятельств. В античную эпоху стоики учили, что поступать следует в соответствии с собственной природой независимо от внешних обстоятельств, потому что природа человека разумна и восходит к божественному разуму - Логосу. Христианское откровение призывает поступать по любви со всяким ближним независимо от внешних обстоятельств, т.е. независимо от того, друг он или враг, как он к тебе относится, восхваляет тебя или оскорбляет. Каждая религия предлагает свой путь освобождения человека от внешних обстоятельств, открывая перед ним возможность активно и свободно действовать в обществе.

Преодолев искушение безответственной изоляции от социальной жизни, религиозный человек сталкивается противоположным и намного более опасным искушением - попытаться организовать социальную жизнь на религиозных принципах собственной церкви. Церковь организует духовную жизнь людей для общения с Высшим и достижения спасения. Цель же организации общества в ином - в создании условий, при которых люди разных убеждений могли бы жить вместе. Поэтому церковные принципы организации жизни неприменимы для общества в целом.

Церковными правилами человек должен руководствоваться в церкви, но к жизни в обществе эти церковные правила неприложимы, и поэтому здесь человек должен руководствоваться своим свободным религиозным самоопределением. Поясню на примере религиозной заповеди «Не убий», которая не всегда исполнима в обществе. Если идет война, то человек оказывается перед выбором: отказаться от службы в армии, и тогда своим бездействием способствовать убийству, либо идти в армию, и тогда он вынужден будет собственноручно убивать. В любом случае, действием или бездействием, но он нарушает эту заповедь. Поэтому не может быть никакого церковного предписания, как ему в данном случае поступать. Каждый человек должен сам выбрать, за какой именно поступок он готов нести ответственность перед Богом. Аналогичным образом и все другие поступки в обществе человек должен совершать сам и нести за них личную ответственность.

Однако многих такая ответственность пугает. Им хочется, чтобы существовали какие-либо церковные правила, которыми можно было бы руководствоваться в обществе, например предписывающие идти или не идти в армию, на работу, на благотворительную акцию, на пикет или митинг и т.д. А еще проще было бы вообще запретить всё, что не соответствует церковным правилам, и тогда вообще не надо будет ни за что нести ответственность. Если вдруг получиться что не так, то во всем будет виновата церковь, а не сам человек (ведь он всего лишь послушно выполнял установленные правила). Именно эта форма религиозной безответственности способствует росту клерикализма и насаждению церковных правил в обществе.

Поэтому и полная изоляция религиозного человека от общества, и стремление подчинить общество религиозным правилам - это две формы религиозной безответственности. Ответственный человек поступает в обществе на основе собственного свободного самоопределения и личного долга перед Богом.

Previous post Next post
Up