Dec 27, 2011 22:16
Данное мне собственное тело (т.е. феноменологическое тело) различимо в своих частях, однако я вижу эти различия в собственном теле еще до каких-либо анатомических представлений, более того, в моем ощущении собственного тела нет четких границ, которые мы находим между его анатомическими составляющими. Например, руку я ощущаю как телесное движение, когда я что-то беру, и это ощущение руки не имеет той четкой границы, которую очерчивает ее анатомическая модель. Таким образом, феноменологическая структура тела не определяется его анатомической структурой, и может быть получена исключительно из анализа ощущения собственного тела.
Феноменологическое тело обнаруживается как нечто действующее и активное, данное не только как вещь, но и как событие. Поэтому феноменологическая структура тела должна выделяться событийно, через телесные акты. Например, телесный акт оперирования во внешнем пространстве - это руки. В каждой новой ситуации я выделяю свою руку по-новому, поэтому граница руки как феномена, выделенного из целостного ощущения тела, подвижна и не совпадает с ее анатомическим представлением. Поскольку рука ощущается по-разному в каждой новой ситуации, принципом, позволяющим говорить о руке как о чем-то определенном, является априорная структура, в соответствии с которой феномен руки выделяется из общего ощущения тела.
Эта априорная структура представляет собой априорную соотнесенность первичного ощущения тела (как неделимого, целостного и вместе с тем неопределенного явления) с выделенным в нем локальным феноменом в ситуации телесного воздействия на внешние предметы. Ответное действие, например рукопожатие, наполняет феномен руки новым содержанием, при этом априорный принцип выделения этого феномена остается неизменным. Разные способы соотнесенности локального феномена (в данном случае руки) и целостного неопределенного ощущения собственного тела определяют бесконечно разнообразные формы ощущения собственной руки. Описание этих способов соотнесенности позволяет создать новый феноменологический язык, выражающий нюансы ощущения собственного тела, которые раньше не удавалось передать в языке.
Аналогичную структуру можно выделить и для описания других частей тела. В феноменологическом понимании лицо есть вычлененный из данности тела феномен в телесном акте направленности на общение, восприятие, самопрезентацию, адаптацию в социальном пространстве и т.д. При этом априорную структуру выделения частей тела нельзя сводить к эмпирически данным функциям тела. Это функции построения определенной картины мира. Так, посредством лица человек выстраивает личностную сферу своего со-бытия с другими личностями.
Волосы едва ощущаются, но не воспринимаются явственно, и это ослабленное ощущение выражает собственную силу интуитивного восприятия других людей и мира в целом. Именно поэтому, монахи, уходя из мира, символически подстригаются, а политики просто вынуждены стричься коротко для того, чтобы подавить интуитивное восприятие всех негативных эмоций, которые выплескивают на них люди.
Ноги не сводятся к функции ходьбы, это действие, направленное на связь с трансперсональным стихийным природным началом, связанным с бессознательным и скрытыми в нем витальными, жизненными инстинктами. В мифологическом сознании ноги выражают связь с хтоническим началом.
При этом телесные акты погружаются в среду, которая оказывает им сопротивление. Эта среда - косность человеческого тела, проявляющаяся в телесной немощи, неполноценности, безобразности или боли. Описание косности, которая становится составляющей феноменологического тела, позволяет перейти к феноменологии болезни.
Таким образом, воспринимая тело структурированным и упорядоченным, мы воспринимаем в этой телесной гармонии априорную структуру мировосприятия и способ существования в мире.