Jun 11, 2017 12:44
Духовное искушение - это внушение извне определённых мыслей и эмоций, которое изменяет психическое состояние таким образом, что человек не понимает как сопротивляться и отдаёт все свои психические силы. Сопровождаться это может душевными и телесными страданиями, бредовыми мыслями, симптомами наркотического воздействия или галлюцинациями. Однако как только духовная зависимость прерывается, человек восстанавливается практически сразу, поскольку не было реальных физических причин его болезненного состояния.
Одним из средств духовной борьбы является творение Иисусовой молитвы. Казалось бы, ничего сложного - всего несколько слов запомнить и повторять, однако процесс совершенствования практики может быть очень долгим, так как он связан с развитием самосознания.
Самосознание раскрывается в соотнесенности внешнего и внутреннего «Я», то есть своего эмпирического сознания (переживания себя в определённой ситуации), со своей самостью, которая первична по отношению ко всему, что во времени. Центром соотнесённости может выступать как эмпирическое сознание, так и самость. Животные ощущают себя только в потоке ситуаций, человек же обладает свободой воли, которая состоит в способности оценивать со своей внутренней позиции эмпирического себя, ставить цели и добиваться их.
На первом уровне самосознания человек сливается с потоком переживаний в конкретной ситуации. При этом он может ощущать свою самость как источник движущей силы собственных мыслей и чувств в эмпирической ситуации, однако очень часто забывает об этом и отождествляет себя с содержанием собственных переживаний. Человеку начинает казаться, что его мысли и его эмоции и есть он сам, и если эти мысли и эмоции побуждают творить Иисусову молитву, то она ещё не достигает цели. Человеку кажется, что он сам по своему свободному произволению молится, однако в действительности побуждением к молитве явилось его психическое состояние, а не он сам. На этом этапе человек проговаривает в уме слова Иисусовой молитвы, но при этом чувствует нарастающее сопротивление ей, так как сила молитвенного состояния обусловлена не самим человеком, а сопутствующим ему психическим состоянием.
Опасность отождествления себя со своими мыслями и эмоциями в том, что этим мысли и эмоции могут быть внушены извне, и тогда человек попадает под власть чуждых ему духов. Противостоять этому можно только на втором уровне самосознания, когда внутреннее независящее от времени «Я» становится центром соотнесенности самосознания. На этом уровне человек может со стороны наблюдать свои мысли и эмоции, распознавать их источник, являются ли они продуктом его собственной психической жизни или же привнесены извне. Именно с этой внутренней позиции открывается возможность отречься от всех внешних психических внушений и, если человек добровольно принимает божественную помощь, силой Бога запретить их действие на себя. На этом уровне самосознания молитва исходит от самого человека и не обусловлена его психическим состоянием.
Переход на второй уровень самосознания связан с совершенствованием практики Иисусовой молитвы. Сначала она производится сознательными усилиями в форме мыслительного проговаривания в уме словами. Затем она сливается с ритмом дыхания и тогда не только ум, но и тело включаются в творение молитвы. После этого она спускается из головы в сердце и уже оттуда начинает течь самопроизвольно. Сердце как духовно-душевно-телесный центр человеческой жизни выражает самость, которая возвышается над любыми психическими состояниями. Здесь молитва более не обусловлена настроениями человека и производится им самим силой своего внутреннего намерения. Поскольку это внутренне намерение лежит в основе всех прочих устремлений человека в эмпирической реальности и исходит его из духовно-душевно-телесного центра жизни, то молитва начинает без усилий выходить из сердца, разливаясь по телу и душе. На этом этапе отпадает необходимость проговаривать слова молитвы, ибо само состояние души тела человека уже становятся молитвой. Человек возвращается к обычной жизни, заниматься повседневными делали - и всё это становится его непрерывной Иисусовой молитвой без слов.