Стратегическое поражение режима на идеологическом фронте

Mar 16, 2014 19:38

Мы знаем из истории, что милитаристская истерия всегда сопровождает начало агрессивных войн. Рейтинги власти зашкаливают, а оппоненты боятся высунуться. Потом начинается похмелье от патриотического угара и всеобщее разочарование. Несмотря на всю мощь пропагандистской машины, в России даже близко не удалось приблизиться к стандартным показателям поддержки власти в период милитаристской истерии.

Конечно, рейтинг власти ожидаемо вырос, однако рост этот довольно скромный и объясним двумя факторами. Небольшой вклад в его рост внес переход на сторону режима многих русских националистов. Их немного, но это убежденные люди, готовые ради своих идей пожертвовать чьими угодно жизнями. Оппозиционное движение ничего не потеряло от такого предательства националистов, тем более что в их движении было достаточно много провокаторов и сексотов. Какая, собственно, разница, будут ли сексоты типа Лимонова в оппозиции или в лагере лоялистов?

Основной вклад в рост рейтинга власти внесла мобилизация ранее неполитизированной части общества. Возьмем, к примеру, обычного человека, который не интересуется политикой и потому не склонен самостоятельно искать в интернете информацию. Он слышит по телевидению, что якобы в Киеве власть фашистская, а Крым должен принадлежать России, о чем его жители только и мечтают, опасаясь нашествия орд фашистов. Естественно, его рефлекторная реакция вполне объяснима, поэтому в районах с аполитичным населением рейтинг власти должен зашкаливать. Однако это не только не усиливает режим, но напротив, ослабляет ее. Ведь если аполитичному человеку все же навязали какую-то политическую позицию, то рано или поздно он поймет, что его просто обманывали. Таким образом, у оппозиции появляется дополнительный резерв пополнения своих рядов.

Стратегическое поражение режима на идеологическом фронте состоит в том, что никто из числа россиян, осознающих себя гражданами, не перешел на его сторону. Не всякий имеющий гражданство осознает себя гражданином, то есть ответственным за свои политически значимые решения. Для этого нужно чувствовать себя свободным и быть ответственным за свои решения. Большинство же предпочитает думать, что от них ничего не зависит, и поэтому надо плыть по течению, поступая «как все». На притяжении последних лет мы видим, что число ответственных граждан очень медленно, но неуклонно росло. Пока их недостаточно, чтобы сформировать новую гражданскую нацию, так как для этого необходимо не просто предложить обществу новый стереотип поведения, но добиться, чтобы он был определяющим, как это сделали граждане на Майдане. Однако ответственных граждан уже достаточно много, чтобы успешно противостоять милитаристской истерии, что 15 марта мы все видели на московском шествии против войны с Украиной, растянувшимся на два-три километра. Если даже в момент наибольшей своей силы режим сталкивается с таким гражданским противодействием, то в дальнейшем он просто обречен на поражение.

Военная авантюра ускоряет этот процесс. Если армия окопается на полуострове, то Россия просто не сможет содержать Крым и обеспечить порядок там. Страдающие от оккупации жители очень быстро встанут в оппозицию кремлевской власти, и все мировое сообщество их поддержит. Если армия двинется дальше, то размещенные в Украине войска начнут стремительно разлагаться, точно так же, как буквально за три дня разложились войска, введенные в Москву в 1991 году. Может быть, это произойдет не с такой скоростью (поскольку для борьбы с мирным населением мобилизуют не саму армию, а отряды преступников и люмпенов), но это произойдет неизбежно. Даже самая многочисленная, но деморализованная армия не сможет победить только что родившуюся новую пассионарную нацию, осознавшую свое достоинство.

Новая украинская гражданская нация родилась на Майдане, объединив представителей всех народов Украины, и ее рождение ознаменовалось падением коррумпированного неосовесткого режима. Муки рождения новой российской нации обещают быть не менее болезненными, но она должна родиться из гражданского сопротивления войне и солидарности с Украиной.
Previous post Next post
Up