I Всероссийский единоверческий съезд

Dec 26, 2014 13:03

Оригинал взят у sandra_rimskaya в I Всероссийский единоверческий съезд


Участники съезда 27 января 1912 года

I Всероссийский единоверческий съезд (Первый всероссийский съезд православных старообрядцев) - съезд единоверческих клириков и мирян Русской православной церкви, проходивший с 22 по 30 января 1912 года в Санкт-Петербурге под председательством архиепископа Волынского и Житомирского Антония (Храповицкого). В работе съезда приняли участие более 256 делегатов и 20 архиереев[1], а также гости собора - всего более 350 человек.



Собор пересмотрел правила единоверия, обсудил вопросы богослужения в единоверческих церквах, затронул темы, касавшиеся организации единоверческих общин и общего управления единоверием в России. Также речь шла о клятвах московских Соборов XVII века на старообрядцев. Обсуждалась проблема привлечения в лоно Православной Церкви на основе единоверия старообрядцев-беглопоповцев и представителей других согласий.

31 января 1912 года делегация депутатов съезда была принята императором Николаем II. На этой встрече митрополитом Антонием был поднят вопрос об официальном наименовании единоверцев «православными старообрядцами».

К началу ХХ века на территории Российской империи действовало около 600 единоверческих приходов и свыше полутора десятков единоверческих монастырей и скитов[2].

17 апреля 1905 года император Николай II издал указ «Об укреплении основ веротерпимости», который, в числе прочего, отменялись законодательные ограничения в отношении старообрядцев: «Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют своё богослужение по старопечатным книгам». Указ давал старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины. Вместе с тем указ с воодушевленим был воспринят в единоверческой среде. Он, по словам видного единоверческого деятеля Симеона Шлеёва «прозвучал как пасхальная весть» для старообрядцев и единоверцев, в первую очередь, дав надежду последним на обретение единомысленных (то есть единоверческих) епископов[3].

Шестой отдел Предсоборного присутствия в 1906 году, руководимый благоволившим единоверцам епископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким), признал необходимым собрать Всероссийский съезд единоверцев в мае или июне 1906 года. Это было признано необходимым как для укрепления самого единоверия, так и для оздоровления православных приходов. Однако Святейший Синод этого пожелания 6-го Отдела не исполнил.

Тем не менее в том же году удалось созвать единоверческий епархиальный съезд в Курске под председательством епископа Курского и Обоянского Питирима (Окнова)[4].

В июне 1908 года прошёл епархиальный единоверческий съезд в Вятке[4].

В июле 1908 году на IV Всероссийском Миссионерском съезде в Киеве собралось около 70 представителей единоверия, которые не только деятельно участвовали в общем Миссионерском съезде, но и собирались особо для обсуждения дел, касавшихся единоверия.

Состоявшееся 12 июня 1909 года повторное прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской, которая широко почиталась старообрядцами и единоверцами, ещё более ободрило последних, и укрепило их желание созвать Всероссийский съезд единоверцев. Поскольку один из основных центров единове­рия находился в Москве, московские единоверцы хо­датайствовали перед митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) о разрешении им собрать в Москве всероссийский съезд единоверцев.

9 сентября 1909 года, Святейший Синод, рассмотрев ходатайство митрополита Владимира, позволил собрать лишь местный, епархиальный съезд единоверцев.

По объявлении синодального указа, Московский совет единоверцев обратился к митрополиту Владимиру с просьбой назначить председателем Москов­ского епархиального съезда единоверцев «уважаемого всеми преосвященного Анаста­сия, епископа Серпуховского, викария Московского, и раз­решить пригласить на съезд хотя небольшое количество единоверцев из других епархий ввиду того, что Св. Синодом разрешён съезд местный, епархиальный, но в программу входят такие вопросы, при решении которых желательно было бы присутствие большого количества единоверцев, а не одних только Московских». Митрополит Владимир удовлетворил данное ходатайство.

Единоверческий съезд в Москве был открыт 25 октября 1909 года служением божественной литургии в Троицко-Введенской единоверческой церкви, которую возглавил Епископ Анастасий в сослужении московского единоверческого клира. За богослужением находилась масса богомольцев, а такде любителей древней уставности со всей Москвы. Присутствовали представители старообрядческих согласий. Съезд провёл семь заседаний и завершился 29 октября.

Перед закрытием съезда его участники обратились к пред­седателю съезда епископу Анастасию с просьбой ходатайствовать о неотложной необходимости созыва всероссийского единоверческого съезда. Отмечалось, что среди единоверцев, особенно в провинции, накопилось много таких вопросов и недоумений, которых им самим поодиночке решить не под силу, а между тем подобные вопросы не терпят отлагательства, а разобрать и решить их возможно только сообща, собравшись на всерос­сийский съезд единоверцев. Постановление съезда по единоверию было передано на рассмотрение в Синод. В свою очередь Синод представил его на рассмотрение в Совет министров. Никаких дальнейших действий по постановлению не последовало.

Подготовка к проведению[править | править вики-текст]

В октябре 1911 года архиепископ Антоний (Храповицкий) был назначен председателем Особого Совещания при Святейшем Синоде по вопросам внутренней и внешней миссии. Став председателем этого Совещания, архиепископ Антоний в первую очередь и обратил внимание на необходимость созыва Всероссийского Едино­верческого съезда. В декабре того же года архиепископ Антоний представил в Синод доклад «о благовременном созыве Всероссийского съезда представителей единоверия и для изыскания мер, направленных к привлечению в Православную Церковь представителей беглопоповского толка, напряженно ищущих для себя в настоящее время иерархической авторизации от Православной Церкви или от австрийского толка».

Заслушав доклад, Синод постановил созвать Всероссийский единоверческий Съезд в Санкт-Петербурге с 22 по 30 января 1912 года под председательством архиепископа Антония.

Для подготовительных работ к Съезду и выработки программы его занятий была создана комиссия под председательством архиепископа Сергия (Страгородского), ученика архиепископа Антония.

Открытие Съезда[править | править вики-текст]

22 января 1912 года в 8.30 часов утра в Никольской единоверческой церкви состоялась торжественное архиерейское богослужение. Службы правились по архиерейскому служебнику XVI века. На молебен после литургии вышли архиепископ Антоний (Храповицкий), епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл (Смирнов), пребывавший на покое епископ Владимир (Благоразумов), епископ Серпуховский Анастасий (Грибановский), представитель Константинопольского патриарха архимандрит Иаков (Димопуло), архимандрит Варсонофий (Лебедев) из Новгорода, до 50 единоверческих священников, членов Съезда.

В 2 часа дня, по окончании богослужения, участники Съезда перешли перешли в дом обер-прокурора на Литейном проспекте.

Торжественное открытие Единоверческого съезда последовало в 2 часа 40 минут.

Почётные места за столом заняли митрополит Московский Владимир (Богоявленский), председатель Съезда архиепископ Антоний (Храповицкий) и архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), архиепископ Новгородскийй и Старорусский Арсений (Стадницкий), архиепископ Полтавский и Переяславский Назарий (Кириллов), епископ Кишинёвский и Хотинский Серафим (Чичагов), епископ Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский), епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл (Смирнов), епископ Никон (Рождественский) (на покое), епископ Владимир (Благоразумов) (на покое), епископ Якутский и Вилюйский Иннокентий (Пустынский), епископ Ямбургский Георгий (Ярошевский), епископ Гомельский Митрофан (Краснопольский), епископ Серпуховский Анастасий (Грибановский), епископ Гдовский Вениамин (Казанский), епископ Каргополький Варнава (Накропин) и епископ Горийский Антоний (Гиоргадзе). За тем же столом сидели обер-прокурор Святейшего Синода Владимир Саблер и представитель Константинопольского патриарха архимандрит Иаков (Димопуло).

В зале собрались более 350 человек: видные представители столичного белого духовенства, чины обер-прокурорского управления, церковно-общественные деятели, делегаты от духовенства и мирян единоверческих приходов со всей России, почётные прихожане петербургских единоверческих церквей, члены депутаций и другие. В глубине зала на помосте стояли единоверческие певчие в старообрядческих кафтанах. В качестве наблюдателей на съезде присутствовали представители нескольких беглопоповских общин.

Митрополит Владимир (Богоявленский) произнёс приветственную речь. Затем выступал архиепископ Антоний (Храповицкий). В своей речи он с большой похвалой отозвался о церковной жизни единоверцев, и выразил надежду на доброе влия­ние её не только на старообрядцев, но и на известную часть православных.

После приветственных речей по предложению архиепископа Антония была составлена телеграмма Императору Николаю II:

Его Императорскому Величеству. Открыв с благословения Божия первый Всероссийский Единоверческий съезд, многочисленные иерархи, духовные лица, почётные гости и представители единоверческих приходов со всей России, молящиеся по тому же богослужебному чину, как и Твои, Государь, блаженной памяти великие предки, Святейший патриарх Филарет и царь Михаил Фёдорович, с благоговейной сыновней любовью и с беззаветной преданностью повергают вместе со всеми присутствующими свои верноподданнические чувства к стопам Царского Величества и с умиленной благодарностью лобызают Твое внимание и Твою любовь к церковной старине и к нашему русскому обычаю.

На Съезд поступили приветственные телеграммы от еди­новерцев из Москвы, Казани, Симбирска, Вольска, Екатеринбурга, Ташкента, от Московского городского головы единоверца Николая Гучкова, попечителя Виленского округа Алексея Остроумова и других известных лиц.

После заседания в другом зале состоялась трапеза, в которой принимало участие 300 лиц.

Ход съезда

Занятия Съезда происходили по следующей программе:

1.Пересмотр правил о единоверии и дополнительных к ним распоряжений.
2.О богослужении в единоверческих церквях: а) о необходимых исправлениях в богослужебной практике настоящего времени;б) церковное пение и подготовка певцов и чтецов;в) духовенство и его подготовка;г) устроение чина и вообще жизни в единоверческих монастырях.
3.Вопросы, касающиеся организации общества единоверцев: а) приход;б) благочинные единоверческих церквей;в) съезды благочиннические, епархиальные, всероссийские и проч.;г) об открытии всероссийского братства православных старообрядцев;д) издание журнала и проч.
4.Организация общего управления всем единоверием.
5.Желательная для единоверцев постановка вопроса о клятвах.
6.О возможности привлечения в лоно св. Церкви старообрядцев, приемлющих переходящее священство, а равно и других согласий; об условиях и способах привлечения.
7.Другие вопросы, возбужденные на самом Съезде.

Постановления Съезда не представляли собой чего-либо окончательного и должны были быть представленными на усмотрение Святейшего Синода.

Окончание съезда

В воскресенье, 29 января, последовало закрытие Съезда. В 3 часа дня в зале обер-прокурорского дома, где происходили заседания Съезда, был совершён молебен с каноном перед Корсунским образом Божией Матери. Молебен совершил архиепископ Антоний в сослужении с настоятелем главной Санкт-Петербургской единоверческой церкви протоиереем Симеоном Шлеёвым и другими клириками из числа членов Съезда.

После молебна гости остались на торжественное заседа­ние, во время которого архиепископ Антоний произнёс речь:

«С Божией помощью мы разрешили почти все вопросы программы Съезда. Я хочу отметить ту любовь, которую вы проявили к вопросам жизни духовной. Сюда съехались со всех концов необъятной России: священники, миряне, мещане, купцы и торговцы; люди, отодвинув на второй план свои спешные дела и банковские операции, прибыли сюда, чтобы совместно всем обсудить и решить волнующие вопросы своей церковной жизни. Наши архипастыри, как это мы и сами видели, отнеслись с большим вниманием к этому Съезду. Я скажу, что ни одно торжественное заседание в Петербурге, академий ли или каких-либо обществ, не видели стольких иерархов, как вы на своём Съезде. На открытии Съезда всего присутствовало 17 иерархов, а на заседаниях всегда было не меньше пяти, часто бывало и по десяти. А с какой любовью и пониманием они относились к вам. Они присутствовали на длинных заседаниях и сидели всегда до конца, выслушивая терпеливо все ваши слова и речи по горячо волнующим вас вопросам. Приверженность ваша к древнему благочестию побуждала часто вас на горячие споры и возражения, и это вызывалось именно вашей предан­ностью благочестию. Да будет всем на радость сей Съезд.

Многие единоверцы стремятся совершенно отделиться в своём быту от православных, стремятся во всем подражать еретическому Западу, а посему и расширяется общее развращение, и если от них удаляться, то это весьма похвально. Но нужно, чтобы над этим удалением преобладала преданность вере и любовь. И тогда это будет похвально и разумно. Тогда кроме взаимной любви ничего у нас не будет…»

Архиепископу Антонию была поднесена от Съезда икона святой благоверной княгини Анны Кашинской и особо от московских единоверцев старинная книга «Большой сборник».

31 января депутация Съезда во главе с архиепископом Ан­тонием представлялась Императору Николаю II. В состав депутации в числе других членов Съезда входил и председатель московской делегации Серпуховский епископ Анастасий (Грибановский).

Память и наследие

В 2012 году в Санкт-Петербурге были переизданы «Труды I Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев)». Составители - иерей Евгений Саранча и Никита Кузин[5][6].

17 декабря 2012 года в Санкт-Петербургской духовной академии прошла конференция «100 лет Первого Всероссийского Съезда православных старообрядцев (единоверцев)»[7][8].

12 января 2013 года в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля в ознаменование памяти Первого Всероссийского единоверческого съезда, 100-летие проведения которого отмечалась единоверцами в 2012 году, была совершена Божественная литургия древнерусским чином, которую возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков)[9]. Было зачитано обращение Патриарха Кирилла к участникам богослужения [10].

https://ru.wikipedia.org/wiki/I_%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%8A%D0%B5%D0%B7%D0%B4

Previous post Next post
Up