"Битва за историю"
"НЕ МОЛОЖЕ КАРПАТ"
( продолжение, полный текст см. тж. в
http://evrazia.org/article/2503 )
В XVI веке значительная часть русского народа оказалась на территории Империи Габсбургов. Частично греко-католики, частично православные, все они считали себя русскими, а восточный церковный обряд называли «русской верой». Они и образовали собственно русинское этническое ядро со своей территорией.
В самой России русины-карпатороссы в начале и середине XIX века внесли вважный вклад в культуру. Среди них был знаменитый драматург Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868) и историк-славянофил Юрий Иванович Венелин ( Гуца,1802 - 1839), чьи идеи о происхождении и древности славянства находят сегодня неожиданные подтверждения.
В 1848 году вспыхнуло восстание по образу буржуазных революций Европы. Когда Русская армия шла через Карпаты на помощь Габсбургам ( в исполнение соглашений по Священному Союзу), русины увидели таких же русских людей, как они. Среди русинов, как и среди других славянских народов западнее Киева разворачивается деятельность так называемых «будителей» как часть общего панславистского движения.
Карпаторусские «будители», такие как
Александр Васильевич Духнович (
1803 -
1865), Денис Иванович Зубрицкий (1777-1862), Иван Федорович Наумович (о. Иоанн, 1826-1891) стоят в том же ряду, что А.С. Хомяков, братья Аксаковы и Киреевские. В знаменитом стихотворении «Вручанiе” («Я Русин был, есть и буду…», ставшим народным гимном, Духнович говорит, что , «Русский род» «миру есть современный»: древность Руси равна древности миру, Этот соответствует идеям адмирала А.С.Шишкова о Русском языке как «праотце» и подтверждается современной ностратической лингвистикой. По словам одного из «будителей» Николая Кмицикиевича, вообще надо говорить о «сильно разветвленном русском народе».
Тогда же на Подкарпатской Руси начинается возвращение из унии в Православие. Один из первых подал пример о. Иоанн Наумович. Австрийские власти начинают массовое преследование русинов. Началом его стал т.н. процесс Ольги Грабарь (1882). Обвинение в «государственной измене» видных культурных деятелей русинства провалилось,. Именно тогда Генштаб делает ставку на быстрое искусственное формирование «украинства»
.
С началом первой мировой войны австро-венгерские власти в 1914-17 гг создали концентрационные лагеря
Талергоф, Терезин и другие.. В этих лагерях погибли тысячи человек. Геноцид русинов в годы первой мировой войны стал первым «холокостом» XX в. Сегодня Аушвиц на слуху у всех. О Талергофе не знает почти никто.
В свою очередь во время войны «План Николая II» ( см.
http://www.ua-reporter.com/novosti/49273) предусматривал воссоединение всего Русского народа. Февраль был ударом также и по всему Западному Краю.
В 1918 году Подкарпатская Русь вошла в состав Чехословацкого государства, значительная часть русинов сражалась в Добровольческой армии генерала А.И. Деникина. 1939 году Подкарпатскую Русь оккупировала союзная Германии Венгрия. В годы Второй мировой войны русины в большинстве своем воевали на стороне СССР, в основном в составе Первого чехословацкого армейского корпуса генерала Людвика Свободы ( ок. 7000 чел).
Отношение ВКП(б)- КПСС к русинству всегда было отрицательным, Еще в 20-е годы Коммунистическая партия объявила население южных Карпат украинцами и заявила о необходимости включения их земель в состав Советской Украины. Сталин, осуществляя в целом старую имперскую геополитику, все же не сумел отказаться от идеологических схем “ленинского интернационализма». В 1944 года участники русинского Православного съезда писали ему: «Мы, представители православных общин Карпатской Руси, выражая волю всего православного русского народа, просим включить Карпатскую Украину (Карпатскую Русь) в состав СССР в форме: Карпато-русская Советская Республика. Желания и мечты наших предков были всегда, чтобы наша область за Карпатами, заселенная русинами, т.е. Руси сынами, возвратилась в лоно Великой Руси» (
http://podkarpatrus.livejournal.com/) «Наша русскость не моложе Карпат» - было сказано дальше. После съезда Православная делегация побывала в Москве и была принята
Патриаршим местоблюстителем митрополитом Алексием ( Симанским) и
митрополитом Николаем (Ярушевичем). В «Закарпатской правде»
26 декабря 1944 г. была опубликована статья об этой встрече, в которой о том, что русины « решительно против присоединения нашей территории к
Украинской ССР», сказано не было.
В 1946 году все русины были записаны украинцами. Русинская самоидентификация стала невозможной. А начиная с 50-х гг., . историки вообще не упоминали это слово, молчали и о геноциде. В «Истории Молдавской ССР» (Кишинев, 1984 г.) русинов не называли,.говорилось, что сохранилось древнерусское население, затем ассимилированное волохами. Нельзя не видеть связи глухого молчания о русинах с тем, что о геноциде вообще принято говорить строго избирательно..
«Свидомые» продолжают «ленинскую национальную политику». В сентябре 1991 года русины попытались восстановить хоть какую-то историческую справедливость: 1 декабря 1991 г. был проведен референдум «о провозглашении Закарпатья автономным краем Украины».. 78% населения высказались за придание Закарпатской области статуса «специальной самоуправной территории», Украинские власти не признали его. Ну, а в свете происходящего сегодня актуальность «Плана Николая II» вообще очевидна как никогда.
http://zavtra.ru/content/view/bitva-za-istoriyu-82/