Моя колонка в "Завтра"

Apr 16, 2014 22:00

"Битва за историю"

"НЕ  МОЛОЖЕ  КАРПАТ"

( продолжение, полный текст см. тж. в  http://evrazia.org/article/2503 )



В XVI веке значительная часть русского народа  оказалась на территории  Империи Габсбургов. Частично греко-католики, частично православные, все они  считали себя русскими, а восточный церковный обряд  называли «русской верой». Они и образовали собственно русинское этническое ядро со своей территорией.

В самой России русины-карпатороссы в начале и середине XIX века внесли вважный вклад в культуру. Среди них был знаменитый драматург Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868) и историк-славянофил Юрий Иванович Венелин ( Гуца,1802 -  1839), чьи идеи о происхождении и древности славянства находят сегодня неожиданные подтверждения.



В 1848 году вспыхнуло восстание по образу буржуазных революций Европы. Когда Русская армия шла   через Карпаты на помощь Габсбургам ( в исполнение соглашений по Священному Союзу), русины увидели таких же русских людей, как они. Среди русинов, как и среди других славянских народов западнее Киева разворачивается деятельность так называемых «будителей» как часть общего  панславистского движения.
Карпаторусские «будители», такие как  Александр Васильевич  Духнович (1803 -1865), Денис Иванович Зубрицкий (1777-1862), Иван Федорович Наумович (о. Иоанн, 1826-1891) стоят в том же ряду, что   А.С. Хомяков, братья Аксаковы и  Киреевские. В знаменитом стихотворении «Вручанiе” («Я Русин был, есть и буду…», ставшим народным гимном, Духнович говорит, что , «Русский род» «миру есть современный»: древность Руси равна древности миру, Этот соответствует идеям адмирала А.С.Шишкова о Русском языке как «праотце» и подтверждается современной ностратической лингвистикой. По словам одного из «будителей» Николая Кмицикиевича, вообще  надо говорить о  «сильно разветвленном  русском  народе».



Тогда же на Подкарпатской Руси начинается возвращение из унии в Православие. Один из первых подал пример о. Иоанн Наумович.  Австрийские власти начинают массовое преследование русинов. Началом его стал т.н.  процесс Ольги Грабарь (1882).  Обвинение в «государственной измене» видных культурных деятелей русинства провалилось,. Именно тогда  Генштаб делает ставку на быстрое искусственное формирование «украинства»
.
С началом первой мировой войны австро-венгерские власти в 1914-17 гг создали концентрационные лагеря Талергоф, Терезин и другие.. В этих лагерях погибли тысячи человек.  Геноцид русинов в годы первой мировой войны стал первым «холокостом»  XX в.  Сегодня Аушвиц на слуху у всех. О Талергофе не знает почти никто.

В свою очередь во время войны  «План Николая II» ( см. http://www.ua-reporter.com/novosti/49273) предусматривал воссоединение всего  Русского народа. Февраль  был ударом также  и по всему  Западному Краю.

В 1918 году Подкарпатская Русь вошла в состав Чехословацкого государства, значительная часть русинов сражалась в Добровольческой армии генерала А.И. Деникина. 1939 году  Подкарпатскую Русь оккупировала союзная Германии Венгрия. В годы Второй мировой войны русины в большинстве своем воевали на стороне СССР, в основном в составе Первого чехословацкого армейского корпуса генерала Людвика Свободы ( ок. 7000 чел).



Отношение ВКП(б)- КПСС к русинству всегда было отрицательным,  Еще в  20-е годы  Коммунистическая партия  объявила население южных Карпат украинцами и заявила о необходимости включения их земель в состав Советской Украины. Сталин, осуществляя в целом старую имперскую геополитику, все же не сумел отказаться от идеологических схем  “ленинского интернационализма».  В  1944 года участники русинского Православного съезда  писали ему: «Мы, представители православных общин Карпатской Руси, выражая волю всего православного русского народа, просим включить Карпатскую Украину (Карпатскую Русь) в состав СССР в форме: Карпато-русская Советская Республика. Желания и мечты наших предков были всегда, чтобы наша область за Карпатами, заселенная русинами, т.е. Руси сынами, возвратилась в лоно Великой Руси» (http://podkarpatrus.livejournal.com/)  «Наша русскость не моложе Карпат» - было сказано дальше.  После съезда Православная делегация побывала  в Москве и была принята Патриаршим местоблюстителем митрополитом Алексием ( Симанским) и митрополитом Николаем (Ярушевичем). В «Закарпатской правде» 26 декабря 1944 г. была опубликована статья об этой встрече, в которой о том, что русины « решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР», сказано не было.

В 1946 году все русины были записаны украинцами. Русинская самоидентификация стала невозможной. А начиная с 50-х гг., . историки вообще не упоминали это слово,  молчали и о  геноциде. В «Истории Молдавской ССР» (Кишинев, 1984 г.) русинов не называли,.говорилось, что сохранилось древнерусское население, затем ассимилированное волохами.  Нельзя не видеть связи  глухого молчания о русинах  с тем, что о геноциде вообще принято говорить строго избирательно..

«Свидомые» продолжают «ленинскую национальную политику». В сентябре 1991 года русины попытались восстановить хоть какую-то историческую справедливость: 1 декабря 1991 г. был проведен референдум  «о провозглашении Закарпатья автономным краем Украины»..  78% населения высказались за придание Закарпатской  области статуса «специальной самоуправной территории», Украинские власти не признали его. Ну,  а в свете происходящего сегодня актуальность «Плана Николая II» вообще  очевидна как никогда.



http://zavtra.ru/content/view/bitva-za-istoriyu-82/
Previous post Next post
Up