ГЕНЕЗИС ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МАРГАРИТЫ АЛЬ

Jun 17, 2019 09:06

Маргарита Аль - из числа тех поэтов, которые приходят в литературу со своим оригинальным творческим лицом. Она хорошо мыслит абстрактными категориями, что редко получается у женщин. Это хорошо видно в её программном стихотворении «Ищи»:

невидимое станет видимым
видимое станет невидимым
отсутствие памяти у видимого о невидимом
и у невидимого о видимом -
есть высшее проявление гуманности

ищи
ищи ищи ищи ищи ищи ищи ищи ищи
ищу ищу ищу ищу ищу ищу ищу ищу
ещё ищи ещё ищи ещё ищи ещё ищи
ещё ищу ещё ищу ещё ищу ещё ищу
ищи ищу ищи ищу ищи ищу ищи ищу
еще ищи ещё ищу ещё ищу ещё ищи
ищи

невидимое станет видимым
видимое станет невидимым
отсутствие памяти у видимого о невидимом
и у невидимого о видимом
есть
есть высшее
есть высшее проявление
есть высшее проявление гуманности

Мы видим, что Маргарита Аль ворочает огромными смысловыми глыбами, где метафизика пытается найти общий язык с философией действия. Заметим в скобках, что поэт не только призывает к действию, но и личным примером культуртрегера показывает другим людям, что такое настоящая жизнь. «Если хочешь жить для себя, живи для других», - говорил римский философ Сенека. Трудно даже сосчитать всех творческих людей, которых Маргарита Аль вовлекла в водоворот фестиваля фестивалей «ЛИФфт» и Ассамблеи народов Евразии». Но вернёмся к её стихам. Это «монументализм» - есть такой жанр у художников, когда они пишут картины огромного размера или же расписывают стены. Видимый и невидимый мир словно бы защищаются у Маргариты друг от друга, пометив неприкосновенность собственных территорий. По форме стихотворение «Ищи» написано в неоавангардной форме ритмически органихованных верлибров. Порой одна фраза «дробится» на свои составляющие и нарастает, разворачиваясь в пространстве:

есть
есть высшее
есть высшее проявление
есть высшее проявление гуманности

А вот - более ранняя редакция этого стихотворения, опубликованная в журнале «Дети Ра» № 10 (60), 2009. http://www.zh-zal.ru/ra/2009/10/al12.html

ИЕШУА

Невидимое стало видимым
Видимое стало невидимым
Отсутствие памяти у видимого о невидимом
и у невидимого о видимом -
есть высшее проявление гуманности:
несовершенного к совершенному
совершенного к несовершенному
временного к вечному
вечного ко временному
пространства к бесконечному
бесконечного к пространству
слова к мысли мысли к слову

Мы видим, что стихотворение подверглось радикальной авторской доработке.

Думаю, что название этому стихотворению вообще не нужно. Любое название сужает широту и глубину смысла. Но вот в чём закавыка: по названию читатели могут дать понять своему собеседнику, о каком именно стихотворении данного автора, собственно, идёт речь. И в этом плане, наверное, название «Ищи» - наименьшее из зол. Оно словно бы намекает нам на приоритетность действия над наблюдением в поэтике Маргариты Аль. Хотя при этом невольно «потерялся» сам Христос (Иешуа).

По сравнению с ранней версией, в более поздней изменилась форма глагола «стать». Прошедшее время стало будущим. Это делает авторскую исповедь и констатацию факта неким пророчеством, обращенным в будущее. Предвиденьем того, что предстоит. Мостиком между тонким и «толстым» миром. Это переводит стихи в область духа, в разряд вестничества. Маргарита решительно убрала те строки, которые словно бы «расшифровывали» её послание. Действительно, зачем разжёвывать читателю то, о чём он сам способен догадаться?

Однако утраченное название «Иешуа» недвусмысленно намекает нам, что стихотворение «Ищи» может быть оригинальной формой прочтения гениального романа Булгакова. И сама Маргарита Аль, по сходству имён с главной героиней романа, словно бы становится участником этого действа, пронизанного нитью времён. Она словно бы внедряет себя на страницы знаменитого многомерного романа. Она - одновременно и Маргарита, и Мастер. Мастер - это тот, кто понимает. Чисто литературное мастерство при этом - второстепенно.

О чём же вещает нам Маргарита Аль? Что такое «высшее проявление гуманности»? Это удивительная, парадоксальная мысль! Видимое, то есть наш с вами трёхмерный мир, мало осведомлено о тонком мире, существующим параллельно с нашим. И слава Богу! Герой Булгакова поэт Иван Бездомный от такого знания свихнулся - и, как следствие, попал в психушку. Государственные институты разных стран тщательно оберегают головы своих сограждан от попадания туда частичек иных миров. Поэтому «гуманность», по Маргарите Аль, заключается в незнании и неведении, в философской и эзотерической девственности.

Однако «видимость», «невидимость» и «гуманность» можно понимать и в другом смысле. Забудем о тонком мире. Допустим, что существует только наш с вами «толстый» мир, разворачивающийся во времени. Древний грек ничего не знает о мегаполисах 21 века. И это гуманно. Но какие-то вещи из будущего, о которых догадывались разве что пророки, рано или поздно просачиваются в действительность. «Невидимое» мира - это третья сторона медали. Она до поры до времени словно бы находится в засаде. В тени аверса и реверса. Покуда не пробьёт её час. И тогда третья сторона медали выйдет из засады и будет помазана на царствование. Невидимое станет видимым. Надо сказать, что учение о видимом и невидимом - это универсальное знание, которое присутствует во всех без исключения духовных практиках и религиях. Маргарита Аль в своём стихотворении одновременно пророчествует и призывает к действию. Ищи! Ещё ищи!

Но вот вам ещё один парадокс: знающий не ищет, потому что уже знает. Знает мгновенно, моментально - как только об этом подумает. Поэтому призыв «ищи» актуален разве что для тех, кто не знает. Но можно ведь искать не знание. У Маргариты речь идёт об «отсутствии памяти». Память у человека приходит и уходит. И вот эта память, временами активируемая человечеством, а временами - впадающая в ступор, падающая в колодец забвения, и есть то главное, что вынес я из новаторского стихотворения Маргариты Аль.

Маргарита творчески работает со своими стихами, используя опыт многократного проговаривания текстов с эстрады. Казалось бы, перфоманс - совершенно другой жанр. Философия требует тишины и внутреннего покоя. Перфоманс - экзальтированной экспансивности звука, экстровертности, выплёскивания энергий. Но, когда читаешь свои стихи, невольно слышишь себя со стороны. У Маргариты Аль - хороший поэтический слух. Она сумела отсечь всё лишнее из первоначальной мраморной глыбы. Гармония, согласно Гераклиту, часто возникает из противоположностей.

литература, поэт Маргарита Аль, современная поэзия, неоавангард, фестиваль фестивалей ЛИФфТ

Previous post Next post
Up