Лада Миллер, В переводе с птичьего. М., Время, Поэтическая библиотека, 2018
Любовная лирика - то, что всегда востребовано временем. Казалось бы, столько уже написано на темы любви! Но возникает парадокс: современный читатель почему-то хочет слышать стихи, написанные именно сегодня. Что-то неуловимо меняется со временем: роль женщин, роль мужчин, способ выражения самих чувств. И потому «я помню чудное мгновенье» или «шепот, робкое дыханье, трели соловья» сегодня уже выражают наши чувства не совсем точно. Хотя это шедевры и «литературные памятники». Об этом я размышлял, читая книгу Лады Миллер «В переводе с птичьего». Уже в самом заглавии книги Лады есть замечательная догадка: стихи - это всегда «переводы», даже когда мы пишем на родном языке. «Птичий - это женский», - говорит автор книги, Лада Миллер. И добавляет: «Из мужчин птичий язык понимают только те, кто живёт в счастливом браке». Духовное различие между полами глубже, нежели чисто гендерное. Женщины мыслят немного по-другому, и именно в любовной лирике эти различия наиболее заметны. Вплоть до того, что даже гениальные женские стихи о любви могут показаться мужской аудитории не столь интересными. И наоборот.
Жизнь кончается больно и быстро.
Не хватай, не целуй, погоди.
Я наткнусь на тебя, как на выстрел,
Как на крик в говорящей груди.
Изо всей своей силы и грусти
Тянешь к сердцу, торопишься - Эй!
Пузырящийся воздух невкусен,
Да и нет в пустоте пузырей.
Всё не так. Слишком страшно и резко
Рассветает. Держи меня за ...
Вот крючок. Здесь кончается леска.
Начинаются рот и глаза.
В стихах Лады даже посторонние предметы и вещи активно вовлекаются во внутреннюю жизнь героини: например, дерево «прощается» с висевшим на нём инородным телом, гвоздём. А вот «миска с облупленным краем». А ещё «время идёт и ломает каблук». Мир Лады духовен в точной предметности. И мир этот - очень женский: именно в проявлениях любви мужчины и женщины наиболее сильно отличаются друг от друга. Но, возможно, это их и притягивает. Счастье просто зависает в воздухе в стихотворениях Миллер. А ведь долгое время искусствоведы утверждали, что о счастливой любви в русской поэзии талантливо писать никто не умеет. Разве что Анна Гедымин. Все почему-то пишут исключительно о трагическом. Счастье у Лады Миллер - это «вещь в себе». Оно объёмно, оно прирастает и печалью, и тревогой, и страхом, и даже тоской - то есть тем, что изначально вообще не мыслилось как компонент человеческого счастья. Прошлое, настоящее и будущее сопряжены и словно бы одномоментны.
Оставшись, я уже не убегу.
Мы будем жить с тобой на берегу,
Делить еду и легкую работу,
Перебирать задумчиво песок,
Рожать детей, креститься на восток
И соблюдать, как водится, субботу.
В кувшине глина. В облаке вода.
Рука в руке... Прощать и обладать,
Чтоб не терять необходимый трепет,
Не в этом ли святая благодать?
(Когда в саду распустится беда,
Заголосим, но губы не разлепим)
Я не о том, любимый, не о том
(Уносит море тело, память, дом,
Знакомые до обморока лица)
Я о начале. Всё-таки уйду.
Остаться, это значит на беду,
Как и на счастье, взять и согласиться.
Важное качество лирики Миллер - то, что герой и героиня всё время находятся «в кадре». То есть они не мечтают и не сетуют о несбывшемся, а ЖИВУТ. Живут здесь и сейчас, на страницах этих лирических стихотворений. Живут и воодушевляют многочисленных читателей, у которых в личной жизни всё складывается не так хорошо, как хотелось бы, своим личным примером. Лада Миллер на личном примере доказывает, что счастье не просто возможно. Оно - существует в реальной жизни. И стихи пишутся именно от счастья. От избытка эмоций, а не от их недостатка. Умение писать появляется, когда научишься ярко жить. «Я всю жизнь писала от избытка чувств», - признавалась Марина Цветаева. Причём эта яркость у Миллер - сугубо внутреннего свойства: герои стихотворений не тусуются, не выпячивают себя перед другими людьми. Не входят в конфликт с окружающим миром. Иногда они путешествуют, и тогда города, в которые они посещают, служат фоном, декорацией их отношений. Счастье, по Ладе Миллер - это состояние постоянной, длящейся беспрерывно влюблённости. Это гармония наслаждения друг другом. Любовь женщины подобна пещере: заходишь туда - и не знаешь, сможешь ли выбраться, не заблудившись.
Поэзия такого плана - это всегда «лепет»: как сказал Мандельштам, «он опыт из лепета лепит и лепет из опыта пьет». Опыт и лепет, какое непривычное, парадоксальное сочетание слов! Опыт - состояние зрелого человека; лепет - речи младенца. И всё это - синхронно, одновременно! В стихах Лады Миллер есть, я бы сказал, мастеровитая безыскусственность.
Здесь вечер нежен и кровит
Закат. Рукой подать до рая.
Здесь жизнь - от края и до края -
Лишь ожидание любви,
А наш сердечный перестук
Нестихотворного размера -
Всего лишь средство от разлук,
Всего лишь алое на сером.
На встрече с писательницей в Москве выяснилось, что Лада Миллер - поэт «с судьбой». Хотя, если быть до конца честным, все эмигранты - люди непростой судьбы. Попробуй прижиться на новом месте - и не потерять себя! Лада дважды в жизни обустраивалась в новой для себя стране - вначале в Израиле, а потом - в Канаде. Мама Лады была решительно против того, чтобы дочь занималась литературой. «Поэты плохо кончают», - говорила она. «Нет, мама, поэты кончают очень хорошо», - возразила матери дочь. В итоге, невзирая ни на что, Лада Миллер пришла в литературу, оставаясь, впрочем, врачом-профессионалом. Подвижная, яркая, обаятельная, обстоятельная женщина. Лада верит в «Божий кулак, который просачивается сквозь дыры мироздания». Она считает, что слово спасёт мир. Не красота, как у Достоевского, а именно слово. Любимые поэты Лады - Блок и Пастернак. А ещё ей нравятся роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» и детективы Агаты Кристи. Она живёт во франкоязычном Монреале и не очень-то жалует Америку. «У них капитализм, а у нас - социализм». Публика в Петербурге и в Москве произвела на жительницу Канады самое благоприятное впечатление. Она осталась очень довольна путешествием в далёкую Россию.
A время идет и ломает каблук,
И вот уже времени нет.
Не жизнь, а потеха - гремят жернова,
Швыряют в несытую брешь.
...А слово услышy - и снова жива.
Утешь меня, слово, утешь.
2.06.18