Легенды Стейнвея. Владимир Горовиц

Nov 12, 2017 18:29



пианист Владимир Горовиц

Есть титаническая мощь в пальцах этого гения, чуткость, тонкость, особое понимание музыки. Возникает ощущение, что подобного волшебства нет в партитуре, что Горовиц сам это прочувствовал и демонстрирует. Он «ловит» свой энергетический максимум, который не зависел у него от возраста. Облик Горовица всегда элегантен, начиная с внешнего вида и заканчивая его посадкой за инструментом. В 1986 году, когда он решил возобновить свою карьеру концертами в Советском Союзе, я был о нём, невзирая на железный занавес, очень наслышан. Я, студент второго курса Литинститута им.Горького, горел желанием попасть на его единственный концерт в Москве. В тот день, 20-го апреля, я подъехал к зданию московской консерватории за час до начала концерта, искренне надеясь стать обладателем «лишнего» билетика. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что к тому времени… концерт Горовица уже закончился! Дело в том, что маэстро имел обыкновение всегда начинать свои выступления в четыре часа. Именно в это время пианист чувствовал себя бодрым, полным сил и энергии. И он мог себе позволить диктовать концертным залам свои условия. Как жаль, что я узнал об этом слишком поздно! Но у меня всё равно осталось ощущение, что я в этот день незримо поприсутствовал-таки в зрительном зале.

Виртуозность исполнения фортепианных пьес базируется на тончайшей координированности движений пальцев и кистей рук пианиста. Исполнитель может хромать, ходить с палочкой или даже передвигаться в инвалидной коляске. Но верхняя часть его тела должна при этом пребывать в чрезвычайной гармонии: она тоже является своего рода музыкальным инструментом! В начале 80-х годов Горовиц стал принимать какие-то лекарства-антидепрессанты, которые нарушили в нём гармонию тела и звука. Это проявилось в его гастролях по Японии, после которых, казалось, он уже не вернётся больше на сцену. Но Горовиц рискнул заменить одни лекарства другими - и, о чудо! - чеканность движений кисти к нему вернулась. Под знаком этого возрождения и прошли его гастроли в Москве и Ленинграде. Планировался ещё и Киев, но там, как нарочно, именно в эти дни «громыхнул» Чернобыль. Мне кажется, мастеру было особенно важно вернуться на закате дней на Родину и показать в этих концертах всю мощь своего таланта. И это удалось ему в полной мере.

Секрет успеха Горовица-пианиста заключался, на мой взгляд, в необычности его музыкальных интерпретаций. Владимир Самойлович никогда не играл, в отличие, скажем, от Святослава Рихтера, по нотам. Выученная наизусть партитура исполнялась на концертах сугубо на ощущениях, без слепого следования метроному. И на этом пути у пианиста случались большие удачи. Я полагаю, что мастерство Горовица - это сплав техники и интуиции. Когда техника на высоте, можно о ней не думать, сосредоточившись на нюансах интерпретации. Особенно удавалась Горовицу романтическая музыка. Говорят, сам Рахманинов, тоже первоклассный пианист, втайне завидовал мастерству Горовица, особенно когда тот исполнял его Третий концерт. В чём своеобразие исполнения Владимира Горовица? Почему именно его, наряду с Гленом Гульдом, называют величайшим пианистом ХХ-го века? Пиано Горовиц играет ещё тише, нежели это задумано композиторами, а форте - ещё громче. Получается своего рода «контрастный душ». "Контраст! Всегда - контраст!" - так он говорил о своём творческом кредо. Особенно часто пианист использует этот приём при смене музыкальной темы. Могущество Горовица заключается в необыкновенном сочетании лёгкости и мощи. Пожалуй, ни один композитор так не давал ему раскрыться его исполнительскому дарованию и проявить свои неординарные способности, как Фредерик Шопен.

Горовиц «шопенизировал» даже Скрябина, Листа и других великих и вполне «самостоятельных» композиторов. Впрочем, я немного "наговариваю" на великого музыканта, от большой любви. Он, конечно, "шопеноцентричен", но только до известной степени. Например, когда он исполняет "Картинки с выставки" Мусоргского, Шопеном там и не пахнет! Если сравнить исполнение одного и того же произведения, скажем, Горовицем и Денисом Мацуевым, бросается в глаза «токкатность» исполнения Горовицем буквально каждого аккорда. Горовиц - это космос, это фейерверк пианистической энергетики. Хотя Денис Мацуев - тоже, конечно, парень не промах, он, несомненно, тоже является гиперэнергетичным музыкантом. Скажем так: я очень люблю Мацуева. Но предпочтение всё равно отдам Горовицу, хотя он уже никогда не сможет порадовать слушателей живым исполнением классической музыки.

легенды Стейнвея, пианист Владимир Горовиц, пианисты ХХ века

Previous post Next post
Up