пианист Владимир Горовиц
Есть титаническая мощь в пальцах этого гения, чуткость, тонкость, особое понимание музыки. Возникает ощущение, что подобного волшебства нет в партитуре, что Горовиц сам это прочувствовал и демонстрирует. Он «ловит» свой энергетический максимум, который не зависел у него от возраста. Облик Горовица всегда элегантен, начиная с внешнего вида и заканчивая его посадкой за инструментом. В 1986 году, когда он решил возобновить свою карьеру концертами в Советском Союзе, я был о нём, невзирая на железный занавес, очень наслышан. Я, студент второго курса Литинститута им.Горького, горел желанием попасть на его единственный концерт в Москве. В тот день, 20-го апреля, я подъехал к зданию московской консерватории за час до начала концерта, искренне надеясь стать обладателем «лишнего» билетика. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что к тому времени… концерт Горовица уже закончился! Дело в том, что маэстро имел обыкновение всегда начинать свои выступления в четыре часа. Именно в это время пианист чувствовал себя бодрым, полным сил и энергии. И он мог себе позволить диктовать концертным залам свои условия. Как жаль, что я узнал об этом слишком поздно! Но у меня всё равно осталось ощущение, что я в этот день незримо поприсутствовал-таки в зрительном зале.
Виртуозность исполнения фортепианных пьес базируется на тончайшей координированности движений пальцев и кистей рук пианиста. Исполнитель может хромать, ходить с палочкой или даже передвигаться в инвалидной коляске. Но верхняя часть его тела должна при этом пребывать в чрезвычайной гармонии: она тоже является своего рода музыкальным инструментом! В начале 80-х годов Горовиц стал принимать какие-то лекарства-антидепрессанты, которые нарушили в нём гармонию тела и звука. Это проявилось в его гастролях по Японии, после которых, казалось, он уже не вернётся больше на сцену. Но Горовиц рискнул заменить одни лекарства другими - и, о чудо! - чеканность движений кисти к нему вернулась. Под знаком этого возрождения и прошли его гастроли в Москве и Ленинграде. Планировался ещё и Киев, но там, как нарочно, именно в эти дни «громыхнул» Чернобыль. Мне кажется, мастеру было особенно важно вернуться на закате дней на Родину и показать в этих концертах всю мощь своего таланта. И это удалось ему в полной мере.
Секрет успеха Горовица-пианиста заключался, на мой взгляд, в необычности его музыкальных интерпретаций. Владимир Самойлович никогда не играл, в отличие, скажем, от Святослава Рихтера, по нотам. Выученная наизусть партитура исполнялась на концертах сугубо на ощущениях, без слепого следования метроному. И на этом пути у пианиста случались большие удачи. Я полагаю, что мастерство Горовица - это сплав техники и интуиции. Когда техника на высоте, можно о ней не думать, сосредоточившись на нюансах интерпретации. Особенно удавалась Горовицу романтическая музыка. Говорят, сам Рахманинов, тоже первоклассный пианист, втайне завидовал мастерству Горовица, особенно когда тот исполнял его Третий концерт. В чём своеобразие исполнения Владимира Горовица? Почему именно его, наряду с Гленом Гульдом, называют величайшим пианистом ХХ-го века? Пиано Горовиц играет ещё тише, нежели это задумано композиторами, а форте - ещё громче. Получается своего рода «контрастный душ». "Контраст! Всегда - контраст!" - так он говорил о своём творческом кредо. Особенно часто пианист использует этот приём при смене музыкальной темы. Могущество Горовица заключается в необыкновенном сочетании лёгкости и мощи. Пожалуй, ни один композитор так не давал ему раскрыться его исполнительскому дарованию и проявить свои неординарные способности, как Фредерик Шопен.
Горовиц «шопенизировал» даже Скрябина, Листа и других великих и вполне «самостоятельных» композиторов. Впрочем, я немного "наговариваю" на великого музыканта, от большой любви. Он, конечно, "шопеноцентричен", но только до известной степени. Например, когда он исполняет "Картинки с выставки" Мусоргского, Шопеном там и не пахнет! Если сравнить исполнение одного и того же произведения, скажем, Горовицем и Денисом Мацуевым, бросается в глаза «токкатность» исполнения Горовицем буквально каждого аккорда. Горовиц - это космос, это фейерверк пианистической энергетики. Хотя Денис Мацуев - тоже, конечно, парень не промах, он, несомненно, тоже является гиперэнергетичным музыкантом. Скажем так: я очень люблю Мацуева. Но предпочтение всё равно отдам Горовицу, хотя он уже никогда не сможет порадовать слушателей живым исполнением классической музыки.