«Коллекционер» - роман, написанный Джоном Фаулзом в 1963 году. Эта книга вызывает у меня не однозначные чувства, сейчас попытаюсь их выразить. Начну, пожалуй, с короткого описания сюжетной линии.
Роман рассказывает об одиноком молодом человеке, Фредерике Клегге (свое имя он изменял на Фердинанд, а Миранда называла его Калибаном), служащем клерком в муниципалитете. В свободное время юноша увлекается коллекционированием бабочек. Можно сказать, что это единственное, что он делает действительно професионально!
В первой части романа рассказ идёт от имени Клегга. Он увлечен девушкой по имени Миранда Грей, студенткой художественного училища. Но Клегг недостаточно образован, не интересуется ничем, кроме бабочек и у него не хватает смелости познакомиться с ней. Он восхищается Мирандой на расстоянии.
Однажды Клегг выигрывает большой приз на скачках. Это позволяет ему уволиться, отправить своих родственников за границу (в Австралию) и купить дом в сельской глуши. Он не знает как потратить свои деньги и, возможно, поэтому он долго не думал покупая этот дом. После этого он решает «присоединить» Миранду к своей коллекции. Похищение Клегг продумывает в мельчайших деталях и действительно, у него все получается очень чисто. Клегг убежден, что живя у него дома, девушка сможет полюбить его (как только он мог так думать?!). Меня так сильно шокирует его поведение на протяжении всей этой истории, что просто слов нет, чтобы все описать. Миранда - очень умная девушка, тонкая натура и все очень прекрасно чувствует, а тоже время как Фредерик на ее фоне просто меркнет и выглядит таким неотесаным и узколобым! Он полностью пропитан мещанством и даже не подозревает, что все может быть (и есть) не так как он решил, или думает!
Вторая часть романа представляет собой «дневник» Миранды, во время заточения её в подвале дома, купленного Клеггом, вкупе с воспомининаниями девушки. Миранда уверена, что похищение имеет целью сексуальное насилие, но это оказывается неверно, и она скоро начинает немного жалеть своего похитителя, сравнивая его с Калибаном.
Миранда делает несколько попыток побега, но каждый раз Клегг останавливает её. Затем она пробует совратить его, но единственный
результат, которого она добивается, это его озлобление. Как он мог подумать, что такая творческая натура, как Миранда сможет жить в подвале, без солнечного света и свежего воздуха?! Не говоря уже о том, чтобы творить.
В конце романа Миранда заболевает пневмонией и умирает. Умирает она ужасно! И в это время главный герой еще и оправдывает себя, что он он не виновен в ее смерти. Он смотрит на умирающую и практически НИЧЕГО не делает, чтобы ей помочь. Более того, в самом начале ее болезни он даже не думал, что она действительно болеет, а не притворяется. Он просто сидел возле нее и анализировал как изменяется ее цвет кожи, как она бредит и как "уходит".
В третьей части повествование снова идёт от лица Клегга. После смерти Миранды он хочет покончить с жизнью, но найдя её дневник и узнав, что она никогда не любила его решает повторить попытку с другой девушкой, не такой красивой как Миранда, по его словам, но очень на нее похожей. Автор очень ярко показал два мира, которые не могут существовать вместе и гармонировать. Ни герой ни героиня не понимали друг друга, несмотря на свои мночисленные попытки...
Фразы, которые мне больше всего понравились: (понравились очень многие, но напишу только некоторые из них)
1) "Люблю жизнь взахлеб. Люблю все, что противоположно пассивному наблюдательству, омертвению души."
2) Когда рисуешь, нельзя колебаться ведя линию. Смелость - это и есть линия."
3) "Я не умею ненавидеть. Такое впечатление, что во мне ежедневно вырабатывается определенное количество доброты и благожелательности и им нужен выход. Если я их удерживаю, они силком вырываются наружу."
4) "Здесь в подвале мои решения меняются с невероятной быстротой. В нений момент я полна решимости поступать именно так, а не иначе. Через час - поступаю именно иначе, а не так."
5) "Мы не иные, мы просто молодые. Это теперешние взрослые не такие, как раньше: изо всех сил стремятся доказать, что еще молоды, примазываются, пытаются жить нашей жизнью. Глупо, безнадежно. Не могут они быть такими, как мы..."
6) "Те, кто нас учит забивают нам головы старыми идеями, старыми взглядами, старыми условностями и традициями. Словно сыплют на слабенькие бледные ростки слой за слоем сухой, бесплодной земли. Где же им, бедняжкам росткам, пробиться сквозь эту толщу и стать свежими и сочными зелеными побегами."
7) "Он даже сказал, что любит меня. А я ответила, вы любите не меня, а свою любовь. Это не любовь, это эгоизм. Вы думаете вовсе не обо мне, а о том, что вы ко мне чувствуете."
8) "Слова так невыразительны, неточны, так ужасно примитивны в сравнении с рисунком, живописью, скульптурой. Словно жалкая пачкотня на чистом листе. Словно пытаешься рисовать тупым карандашом."