Оригинал взят у
shapito_show в
Самый длинный: кинорекордыКлассификация кино, которое может отнять у киноведа как минимум рабочий день - но в которое можно втянуться и уже не оторваться
Изначально «Шапито-шоу» шло 3 часа 40 минут с 10-минутным антрактом-перекуром: примерно столько же, сколько полная версия «Апокалипсиса сегодня». Любой разговор о фильме начинался с
«О Боже, какой же это нереально длинный фильм! Почему?».
Потом всплыло несколько обстоятельств:
- в кинотеатрах фильм распилят надвое, как фокусник женщину, и будут показывать обе половины параллельно;
- каждая из этих половин не длиннее каких-нибудь «Ёлок»;
- отдельные истории, каждая со своими героями, кульминацией и развязкой, по объёму равны одному эпизоду сериала HBO.
А теперь вспомните тот раз, когда вы засели за пропущенный сезон «Декстера» («24», «Lost», «Mad Men»...) да так и не встали. Было же.
Тем не менее, раз уж речь зашла о больших и длинных кинофильмах, давайте разберёмся, зачем вообще их снимать. В отличие, скажем, от короткометражек, которые склонны предъявлять очень чёткие требования к форме и сюжету, все длинные фильмы длинны по-разному. Вот наша классификация:
Экстремально длинный
«Синематон» / Cinématon (167 часов)
Терри Гиллиам съедает 100 франков
Вообще-то, первым подобным экспериментом был фильм
«Империя» Энди Уорхола, состоящий из одного ракурса Эмпайр Стейт Билдинг на протяжении 8 часов. «Синематон», который снимают уже 33 года, доводит до абсурда другую идею Уорхола: съёмку людей-как-они-есть на протяжении нескольких минут. Такие фильмы проходят скорее по разряду видеоарта и не рассчитаны на непрерывный просмотр - в невозможности увидеть их целиком и заключается фишка.
«Современность навсегда» / Modern Times Forever
(240 часов)
Фильм-инсталляция о постепенном (в течение веков) разрушении здания галереи, где его показывали.
«Самый длинный и бессмысленный фильм в мире» / The Longest Most Meaningless Movie In The World (48 часов)
Бесконечная нарезка из рекламы, бракованных дублей, фотографий, служебных кусков плёнки и прочего мусора.
«Лекарство от бессонницы» / The Cure For Insomnia
(87 часов)
Чтение автором одноименного гигантского стихотворения, прерываемое клипами с порнографией и тяжелой музыкой.
«Четыре звезды» / Four Stars
(25 часов)
Ещё один эксперимент Уорхола в духе «Девушек из Челси»: «суперзвёзды» студии Уорхола маются дурью в двойном наложенном изображении и звуке.
«24 часа Психо» / 24 Hour Psycho
(24 часа)
Фильм Хичкока «Психо» в замедленном воспроизведении длится ровно сутки.
Длинный как жизнь
«К западу от железной дороги» / Tie Xi Qu: West Of The Tracks (9 часов)
Рабочие обсуждают, стоит ли п***ить инструмент с закрывающейся фабрики
Жизнь безгранична и разнообразна. И если «идеальная карта так точно отображает ландшафт, что равна ему», то, по идее, идеальный документальный фильм должен быть бесконечным. Некоторым документалкам удаётся здорово приблизиться к идеалу. Вот, например, китаец Ван Бин: он два года жил в умирающем индустриальном районе Теси (буквально «к западу от железной дороги») и снимал на DV-камеру его жителей. Режиссёру-дебютанту надавали массу призов, и не зря: несмотря на медитативность, фильм увлекает тысячей непредсказуемых сюжетов.
«Путешествие» / Resan: The Journey
(14,5 часов)
Полулегендарный докфильм известного игрового режиссёра П. Уоткинса о безумных тратах на оружие и нищете простых людей во всем мире, от СССР до Австралии.
«Шоа» / Shoah
(10 часов)
Проникновенный и дотошный фильм о Холокосте, который снимали 11 лет. Треблинка, Челмно, Освенцим и Варшавское гетто в рассказах «выживших», «посторонних» и «преступников».
«Махатма: Жизнь Ганди, 1869-1948» / Mahatma: Life of Gandhi, 1869-1948
(5,5 часов)
Заслуженно длинный биографический фильм о величайшем гуманисте новейшей истории, созданный в Индии
для иностранцев.
Эпически длинный
«Нетерпимость» / Intolerance (3,5 часа)
Те самые декорации Вавилона
Иногда режиссёры замахиваются на целый исторический период, который перекраивал сознание наций и менял облик мира. Дэвид Гриффит в своей хрестоматийной «Нетерпимости» первый попытался разом охватить всю драму человеческой истории, совместив в параллельном монтаже сразу четыре эпохи. Жутко дорогой четырехчастный фильм провалился (даже несмотря на большие сборы) и утянул с собой всю киностудию; тем не менее, до сих пор с «Нетерпимости» начинают курс истории кино.
«Берлин, Александерплатц» / Berlin, Alexanderplatz
(15,5 часов)
Velvet Underground и Kraftwerk за кадром и ядерный взрыв в конце. Смелая экранизация романа А. Дёблина о жизни маленьких людей в Берлине 20-х, главный фильм Фассбиндера.
«Война и мир»
(7 часов)
Сверхвысокобюджетный - дороже «Титаника» - фильм Бондарчука по роману Толстого; в частности, в нём снялось 120 000 актёров... и
солдат советских воинских частей.
«1900» / Novecento
(5 часов)
Ошеломляюще громадное полотно размером в пол-XX века с Де Ниро и Депардье (плюс ещё дюжина международных суперзвёзд), снятое Бернардо Бертолуччи.
«Коммуна» / La Commune
(6 часов)
Фильм Питера Уоткинса о Парижской Коммуне 1871 года, сделанный в стиле современной теледокументалки - с интервью и репортажами, и даже с новостными программами правительственного «Версаль-ТВ».
Просто большой
«Апокалипсис сегодня» / Apocalypse Now (3,5 часа)
Самое узнаваемое начало в истории кино
Фильм был лишь краткой выжимкой из чудовищного количества материала (около 200 часов), который наснимал в манильских джунглях Коппола; новый, 3,5-часовой монтаж его только украсил. Как и Коппола, некоторые режиссёры просто брали и доказывали, что полуторачасовой хронометраж - условность. Выражение «бессмысленно затянутый фильм» трудно приложить к именам Бергмана, Спилберга или Тарковского.
«Фанни и Александр» / Fanny och Alexander
(5 часов)
Последний фильм Бергмана, печальная история про брата и сестру, которые из семьи доброго актёра попали в холодный дом деспота-священника.
«Список Шиндлера» / Shindler’s List
(3 часа)
До отвращения орденоносный фильм Спилберга о Холокосте, который тем не менее заслуженно вошёл в историю кино и заставил пролиться немало слёз.
«Андрей Рублёв»
(3,5 часа)
Пожалуй, наиболее дружелюбный к зрителю и в то же время грандиозный по масштабу фильм Тарковского.
«Чемоданы Тульса Люпера» / Tulse Luper Suitcases
(6 часов)
Мультимедийный проект Гринуэя, в котором три фильма о профессиональном заключённом Тульсе Люпере - лишь часть общей картины.
Тройная порция
«Властелин колец» / Lord Of The Rings (11 часов в последнем издании на Blu-Ray)
Для тех, кому всегда не хватает хоббитов (и тех, кто хочет наконец толком врубиться в сюжет)
Мода на трилогии появилась не только благодаря жадности продюсеров. Всё дело в том, что настоящую Вселенную - будь это Средиземье, Джедайская Республика или семейная история Марти МакФлая - не уместишь в обычный фильм; без трилогий мы бы получили всего лишь средненькие боевички про карликов с волосатыми ногами, бандитов-гастарбайтеров и космических колдунов.
«Крёстный отец» / Godfather
(9 часов)
Можно спорить по поводу цельности трилогии; но именно 3 части «Крёстного отца» научили гангстеров поколения «Сопрано» всему, что они знают о чести и галстуках.
«Звёздные войны» / Star Wars
(6,5 часов)
Несмотря на шутки в тогдашней прессе по поводу коммерческих сиквелов, Оригинальная Трилогия всегда будет единой и неделимой для всех, кто её видел.
«Индиана Джонс» / Indiana Jones
(6 часов)
Шикарный мужчина, который в одиночку ввёл моду на щетину, археологию и вандализм в отношении памятников ЮНЕСКО, чувствовал бы себя тесно в пределах одного двухчасового фильма.
«Безумный Макс» / Mad Max
(5 часов)
По отдельности фильмы вполне самодостаточны; но без продолжений мы бы никогда не влюбились в постапокалиптические пустоши и не узнали бы, что такое Fallout. А ещё не увидели бы, каким будет
рэп после ядерной войны.
Ещё списки, с некоторыми не вошедшими сюда названиями:
-
список блога The Droid You're Looking For -
список Nerve.Com, часть 1 -
список Nerve.Com, часть 2 Ссылки:
-
официальный поток Look At Me-
Прощай, оружие: критики о фильме-
Культовые персонажи в «Шапито-шоу»-
Творческое объединение СВОИ 2000, создавшее фильм-
О фильме «Мамон-Лобан»-
Самый длинный: рекорды кинометража (обзор)