Про детские эмоции и слезы. Эмоциональный Интеллект. Размышления

Jun 26, 2014 19:23

Иногда удается наблюдать сцены, в которых действующие лица: ребенок и взрослый. Ребенок плачет, а взрослый называет его при этом плаксой, трусом или еще как-то. Или мамочка на форму жалуется, что "вот у меня нытик растет". Особенно это актуально, ели ребенок мальчик. Им вроде как не положено плакать, а вот девочкам можно.
Я, как человек, который любит поплакать с детства (ну я же девочка, мне можно), и как мама, которая растит сына, нахожу в этом нечто неправильное.
Да, мы все хотим вырастить из мальчика мужчину, чтобы был главой, опорой и добытчиком... но это не значит, что он должен перестать плакать сразу после того, как отлучили от маминой груди. И я вижу этому много причин.
  1. Слезы это способ для организма вывести гормоны стресса, и если слезы на глазах, это как раз хорошо, значит стресс выходит... обратная сторона этого будет сдерживаемая фрустрация, агрессия и куда более печальные последствия для психики.
А теперь предположим, что самый родной человек вместо поддержки начинает ругать и обзывать плаксой и нытиком? Что будет делать ребенок? Замыкаться и страдать. Я этого своему ребенку не желаю и не хочу, чтобы он становился бесчувственным.

  1. Слезы необходимый этап психического созревания и ВЗРОСЛЕНИЯ, это способ осознать и переварить тот факт, что не все в этой жизни получается, как хочется, что есть вещи, которые изменить не получается на своем уровне ответственности. Если ребенок через «слезы тщетности» не выплачется, он никогда не смириться с тем, что что-то невозможно изменить, и всегда будет болезненно переживать эту ситуацию, хотя может внешне этого проявлять не будет. Значит, он никогда не повзрослеет и не научится различать то, что он может изменить, от того, что изменить не может.
Происходить это будет все равно долго и все равно мучительно. Раз поплачет полчаса, потом уже 20 минут, а потом уже просто скажет: «Жалко, что ты меня не можешь забрать из садика».  И грустно повесит голову.  Он смирился, но не зачерствел, ему все равно грустно. Ему не все равно.

Если вас трамвай задавит, вы конечно вскрикните,
Раз задавит, два задавит, а потом привыкните.

  1. Взрослые с позиции своих лет иногда забывают о том, что у детей свои проблемы, посильные их возрасту и психике. И то, что вам кажется полнейшей ерундой и пустяком, для ребенка является реально "трагедией всей жизни". Ребенок может переживать потерю игрушки наравне с тем, как взрослый переживает потерю близкого человека. Это не значит что его эмоции ненастоящие. Ребенок в 4-6 лет может переживать настоящую любовь и страдать от нее. Наша семья видела тому пример, когда Ваня (племянник), был влюблен в меня и хотел на мне жениться, волком смотрел на Сашу.
И тут я снова предлагаю посмотреть на себя и представить, что приходишь ты такой весь в слезах, например, к лучшей подруге, мужу или маме, плачешь... а они тебя не по головке гладят, утешают, а плаксой обзывают. Что ты будешь чувствовать? Будет погано, ой как погано...
А еще я попыталась вспомнить, когда я - взрослый человек, научилась проглатывать слезы в ответ на обидную ситуацию, несправедливость или какое-то душевное страдание? Я вот до сих пор не всегда готова их проглотить... А какого ребенку при этом? Если ему еще так мало лет…
Это жестоко и очень черство, противоестественно ждать от них умения реагировать без слез на трагедии их маленьких жизней.

Последнее время то тут, то там всплывает такое понятие, как «Эмоциональный интеллект», противопоставляя его интеллекту обычному (IQ). Если по-простому, под эмоциональным интеллектом понимают следующее:
·         Уметь понимать себя, свои эмоции и ощущения
·         Через это умение понимать, что происходит с людьми вокруг тебя.
Есть разные исследования, где пытались понять, как уровень развития обоих интеллектов сказывается на качестве жизни, и если хотите на счастье человека. Так вот выводы зачастую в том, что не уровень IQ что-то решает, а как раз уровень развития эмоционального интеллекта человека играет решающую роль.
Какие пары, например успешны в браке? Оказалось, что если хотя бы один супруг обладает им в достаточно выраженном виде, этого УЖЕ достаточно, чтобы пара была счастлива в браке. Если начальник бездушный пенек, никакого руководства людьми у него не выйдет, потому что нужно понимать и чувствовать, что люди хотят, что ими движет, какой подход можно применить и так далее. Если человек обладает достаточно высоким уровнем эмпатии (понимания и приятия чувств другого), он может легко общаться с кем угодно.
И вот тут, складывая 2+2, я получаю, что детские слезы, будучи зловредно игнорированными или еще хуже пресекаемыми в детстве, если ребенок не получал от родителей достаточно любви и безусловного принятия, приводят как раз к тому, что человек вырастает с уровнем эмоционального интеллекта ниже плинтуса. Потому что ему ничего не остается, кроме как спрятаться в футляр и в нем сидеть, не высовываясь. И проживать свою не слишком счастливую жизнь, и не понимать, как он такой умный и талантливый, никак не может состояться в профессии, личной жизни или еще где-то.
Поэтому вспоминается цитата из старого советского фильма: «Мужчины не плачут, мужчины огорчаются!» То есть плакать можно, важно правильно к этому относиться. И задача родителя научится различать «трагедии» от «манипуляции» и все равно помнить, что капризный и плаксивый ребенок как бы намекает «пожалей, поддержи меня, мама», а не «накажи меня, мама».
И в связи с этим всем, не устану рекламировать книгу Маршала Розенберга «Язык жизни. Ненасильственное общение». Она как раз учит тока, как развить в себе эмпатию, научиться понимать, что ты сам чувствуешь в конкретной ситуации, научиться выражать это в понятное и необидной форме и, как следствие, лучше понимать других.
В той же манере советует действовать и русская женщина, психолог и автор многих книг Юлия Гиппенрейтер, в частности в ее серии книг «Общаться с ребенком. Как?» и «Общаться с ребенком. Так»
Прошло уже 7 лет с моего первого знакомства с Розенбергом, но все больше убеждаюсь, что это наверное самое полезное чтиво для счастливой жизни, что мне попадалось. Применимо в любой сфере жизни. Опыт показывает, что ребенок легко перенимает твою манеру и уже сам начинает тебе подсказывать (ну нужно было только говорить научиться, что у нас затянулось), что он чувствует и что ему нужно для счастья.

эмоциональный интеллект, думки, эмпатия, розенберг, слезы

Previous post Next post
Up