Даниил Андреев и его "Роза мира"

Jul 29, 2018 20:48


В 2018 году исполнилось 60 лет, с тех пор, как был создан (1958г.) мистический трактат советского поэта и философа Даниила Леонидовича Андреева (1906-1959гг.) «Роза мира». Опубликован он был только в1991 году. "Роза Мира" - произведение, жанр которого трудно определить. Видение, историософский трактат, очерки философии, книга о сложной системе добрых и злых сил мироздания - каждый находит в ней свое.

Автор писал о книге: «Эта книга начиналась, когда поколение, едва начавшее оправляться от потрясений Второй мировой войны, с ужасом убеждалось, что над горизонтом уже клубится, сгущаясь, странная мгла - предвестие катастрофы еще более грозной…»



По мнению исследователей, Даниил Андреев (1906-1959) является одной из самых ярких фигур эзотерической мысли. Что же такое эзотеризм? Согласно философскому словарю, эзотеризм - это учение, предназначенное для посвященных; учение, направленное внутрь, вглубь явлений; учение, выявляющее внутреннюю, существенную связь явлений.

Можно по-разному осмыслять и объяснять окружающий мир. Эзотеризм является одной из альтернативных форм мышления и мироощущения человека. Эзотерическая действительность - это действительность духовная. Эзотерическая истина адресована, прежде всего, человеку и только через него - внешнему миру.

Даниил Андреев, сын известного русского писателя Леонида Андреева, родился в 1906 году в Берлине. Его мать внезапно умерла от послеродового заболевания в 26 лет Отец, сразу возненавидевший причину смерти своей обожаемой супруги, отказался от ребенка. Осиротевшего младенца взяла на воспитание старшая сестра матери - Елизавета, жена московского врача Филиппа Доброва. В семье Добровых маленький Даня рос как родной сын. Однако странным образом любимый внук стал прямой причиной смерти своей бабушки: в шесть лет он заболел дифтерией, и ухаживавшая за ним Бусенька - так называл ее малыш - заразилась опасной хворью. Даня выздоровел, бабушка умерла... Мальчик написал ей покаянное письмо, в котором говорил, что отпускает ее в рай к своей маме. Переживал он эту потерю отчаянно - тем же летом на даче его в последний момент поймали на мосту через реку: он хотел утопиться, страстно желая поскорее увидеть вновь дорогих покойниц!

Добровы жили открыто, принимая самых разных людей, которых объединяли талант, высокий интеллект, уважение друг к другу и широта интересов. Маленький Даниил часто торчал у замочной скважины двери, часами рассматривая Бунина, Шаляпина, Скрябина, Горького, артистов Художественного театра и многих других гостей этой необычной семьи.

Писал Даня с самых ранних лет, проявляя врожденные способности к творчеству, особенно к поэзии, и поражая взрослых сверхчуткостью к слову, его звучанию, явному и тайному смыслу. В августе 1921 года, в возрасте 14 лет, он впервые с необычайной яркостью переживает ошеломляющее видение: над Кремлем на его глазах возник Небесный Кремль. Это видение, вспоминал позже Андреев, «открыло передо мной... такой бушующий, ослепляющий, непостижимый мир, охватывавший историческую действительность России в странном единстве с чем-то неизмеримо большим над ней, что много лет я внутренне питался образами и идеями, постепенно наплывавшими оттуда в круг сознания». Именно с этого времени начинается его ясновидческое проникновение в земную «Брамфатуру» - так назвал Андреев  переплетение разных слоев земной жизни, где идет борьба светлых и демонических сил, описание которой он позднее даст в своих произведениях.

В институт Даниила не приняли, поскольку его отец эмигрировал. После школы он поступил на Высшие литературные курсы и вскоре женился. Женился из мести отвергшей его девушке на женщине, которую не любил. Он освоил незаметную профессию художника - шрифтовика и старался вести тихую жизнь.  Начались годы какой-то двойной призрачной жизни, когда Андреев спасается от все большего идеологического давления государства работой по ночам и уходом в природу: летом он - почти всегда один - со скудным запасом еды и табака уходил в многодневные пешие путешествия, ночуя, где придется. И вновь его посещают видения.

К одному из самых ярких в эти годы относится мистическое общение со святым Серафимом Саровским. Андреев писал: «Великий Дух, когда-то прошедший по нашей земле в облике Серафима Саровского…приблизился и склонился ко мне, укрыв меня…. шатром струящихся лучей света и ласкового тепла».  После этого события маленький образок святого все время был с Андреевым на фронте, сохранился даже в тюрьме и теперь находится у его жены.

Нельзя не упомянуть и ещё об одном источнике, повлиявшем на формирование концепции, изложенной Д. Андреевым в "Розе Мира" - о многочисленных случаях вступления в контакт со  стихиалями, т.е. "духами стихий в самом широком смысле", как поясняет поэт. Первый в жизни Д. Андреева отчётливый контакт этого рода состоялся "в знойный день 1929 года вблизи городка Триполье на Украине", на огромном поле, заросшем подсолнечниками. По свидетельству поэта, он и позднее, находясь в уединении среди природы, не раз "явственно осязал, как любят … и льются сквозь меня невидимые существа, чьё бытие таинственно связано с этой растительностью, водой, почвой".

Приходили и другие видения: он видит демониц, властвующих над великими городами, переживает ощущения видений «уицраоров» - демонов государственной власти, требующих кровавых жертв от своих подданных.

В 1937 году Андреев знакомится с женщиной, которая оказалась способна понять и поддержать философа в его духовных и интеллектуальных поисках. Алла привела его в полный восторг своим признанием, что не сомневается в реальном существовании домовых, с которыми давно дружит: «Поэтому у меня дома и уютно...»

Вторая мировая воина прервала работу Даниила над романом «Странники ночи», написанным в традициях Достоевского, который был ему особенно близок. Он зарыл рукопись в землю и начал писать поэму «Германцы», но не успел закончить: зимой 1942-го его мобилизовали. Андрееву приходилось ходить через Ладогу ледовой трассой в осажденный Ленинград, в братских могилах хоронить убитых, над которыми он шептал заупокойные молитвы.

В Москву Даниил вернулся в конце войны - его отозвали, как специалиста, служить в Музее связи. Он опять с головой погрузился в ночную работу над «Странниками ночи». Произведение становилось все значительнее. По Москве о нем начали ходить всевозможные слухи. Естественно, о «Странниках ночи» узнали и те, чьи уши и глаза были повсюду...

В апреле 1947 года роман стал причиной ареста  Андреева и еще 200 человек, кто читал роман или хотя бы слышал о нем. Формулировка выглядела так: «Антисоветская агитация, террор, подготовка покушения на Сталина». Через день вечером приехали за женой. Обыск длился 14 часов - изъяли не только роман, но и все рукописи, что были в доме.

Судьба философа была предрешена. Да и как по-иному могла сложиться жизнь человека, который позже в другом своем романе  «Роза Мира» объявил Сталина не только узурпатором, но и одним из промежуточных воплощений самого Антихриста.

Приговор особого совещания НКВД был стандартен: 25 лет тюрьмы Даниилу Андрееву и 25 лет лагерей - его жене. Говорят, что во время чтения приговора Андреев улыбался: благодаря своим видениям он-то знал, что сталинский режим еще четверть века просуществовать не сможет.

Срок он отбывает во Владимирском централе. Об условиях содержания в камере Андреев много позже с печальным юмором рассказывал жене: «Носовые платки - великая вещь! Если один подстелить под себя, а другой - сверху, то кажется, что не так холодно».

В тюрьме у него резко участились видения иных уровней Вселенной, открывавшихся ему как во сне, так и наяву. Достигать состояния пророческого прозрения ему помогали молитвы - православные и собственного сочинения. Его сокамерник, близко сошедшийся в тюрьме с Даниилом Андреевым и наблюдавший за его работой, пораженно вспоминал: «Было такое впечатление, что он не пишет, в смысле «сочиняет», а едва успевает записывать то, что потоком на него льется». Результатом этих астральных видений стали такие произведения ученого, как «Роза Мира», «Русские боги» и «Железная мистерия», посвященные описанию невообразимо сложной структуры Вселенной и кипящей в ней борьбы Добра со Злом. По своим художественным и провидческим достоинствам эти труды не уступают величайшим творениям человеческого гения.

В тюрьме в 1954 году Андреев перенес тяжелый инфаркт. На волю его выпустили в апреле 1957-го, когда жить ему оставалось меньше двух лет. Взявшись за руки, он и Алла пошли к ее родителям: своего у них ничего не было.

В октябре 1958 года между тяжелыми приступами стенокардии ученый закончил, пожалуй, главную книгу жизни - знаменитую «Розу Мира». Поразительные видения и пророчества будущего в ней настолько масштабны, что могут сравниться, наверное, только с «Апокалипсисом» Нострадамуса, но они выгодно отличаются от них яркостью и четкостью описаний будущих событий.

Даниилу Андрееву виделось, что в грядущем, XXI веке человечество ждет Золотой Век. Однако эпоха материального благополучия и культурного расцвета приведет к пресыщению; скука и жажда темных страстей охватят половину человечества. Тогда и родится в одной из стран Латинской Америки Антихрист, матерью которого станет специально сошедшая для этого на Землю легендарная Лилит - первая жена Адама. Перед его гипнотической силой не сможет устоять никто. Затем, проведя фальшивый референдум, Антихрист станет властелином мира. Он воплотит дух своей матери Лилит в человеческой плоти и объявит ее образом Вечной Женственности, а себя - Богом Отцом. Начнутся новые и небывалые темные чудеса и гонения на верующих и всех, кто не подчинится узурпатору.

Треть населения Земли погибнет мученической смертью. Технические изобретения того времени сделают возможным почти абсолютный контроль над психикой людей и чтение мыслей на большом расстоянии, поэтому черный властелин Земли сможет подавлять любое сопротивление в зародыше. Будет переписана вся история, истреблены книги и памятники - все, что шло от Бога. Храмы всех религий будут уничтожены или превращены в сатанинские капища. Новые поколения не узнают о существовании в прошлом Христа и христианства. К ХХШ веку останется только та идеология, которую создаст Антихрист. В это время наука соединится с магией, достигнув невиданного могущества. И тогда начнется полный и всеобщий шабаш, когда наука, философия, искусство, законы, общественные институты - все станет работать на него. Будут проповедоваться всевозможные извращения - улицы и площади городов превратятся в место непрерывных оргий.  А людоедство Князь тьмы резервирует исключительно для себя. Начнется подготовка к колонизации Венеры и Марса, экспедиции отправятся к другим звездным системам.

Но завершить создание царства тьмы Антихрист не успеет. Сам Христос явится за его душой. Наступит время анархии и развенчания Антихриста. На улицы выйдут уцелевшие последователи истинной религии, возникнут войны. Кровавая вакханалия охватит весь мир, земля погрузится в хаос. Разум и веру сохранят немногие.

И тут начнутся «ужасные и необъяснимые» явления - признаки конца света. Все истинно верующие соберутся в Сибири, и в этот момент вздрогнет мир - явится Христос. Верные будут просветлены и останутся на преображенной планете, остальные отправятся в миры возмездия. Андреев  вообще представлял нашу планету как множество разных параллельных миров, существующих вместе и связанных друг с другом.

Наступит следующая эпоха, задачей которой будет светлое преображение всех миров Земли. Не будет больше ни рождения, ни болезней, ни страдания, ни борьбы: воцарятся, «лишь любовь и творчество». К исходу этого периода истории будет существовать только один планетарный демон - Люцифер. Когда он скажет «да!» Богу, Земля поднимется в высшие уровни бытия, чтобы разрешить задачу  нового этапа истории - искупления самого Люцифера. Так, согласно Д.Андрееву, станут восходить к свету все существа, населяющие земные миры, пока в их жизни не останется ничего темного, и она будет посвящена только радости и творчеству.

Даниил Андреев умер 30 марта 1959 года. Похоронили его, как он и хотел, рядом с бабушкой и матерью на Новодевичьем кладбище. Но только тридцать с лишним лет спустя основной труд жизни крупнейшего философа и мистика ХХ столетия "Роза Мира" увидел свет, почти чудом спасенный его вдовой Аллой Александровной Андреевой.

Когда ее спросили, откуда взялось название книги - "Роза Мира"? Она ответила так: «Воплощение всечеловеческого братства Даниил Андреев видел в свободной добровольной федерации государств, объединенных этической инстанцией - Розой Мира. Именно этика, а не политический строй, не религия - по Андрееву - может объединить человечество.

В своей книге Даниил Андреев рассказывает о том, что Вселенная многослойна. Наша Земля, вернее тот слой, в котором мы живем, это - перекресток, где встречаются системы миров иных измерений. Условно говоря, вверх от нас поднимаются Миры Просветления, уходя в обитель Христа. Вниз - по Андрееву - уходят Миры Возмездия с сердцевиной в обители Дьявола. Из этой структуры Вселенной происходит вся жизнь и метаистория человечества. Ее отражением в повседневном сознании является то, что мы называем историей.

С этой точки зрения Даниил Андреев в "Розе Мира" рассматривает и историю России. Каждый народ имеет своего светлого Водителя - Демиурга, ведущего к Свету. Каждый народ имеет и свою светлую Соборную Душу - женственную сущность, вдохновительницу и охранительницу светлого творческого начала. Все Демиурги - братья, и все Соборные Души - сестры.

В книге есть главы, посвященные новейшей истории России, в том числе глава о Сталине, как сильнейшей концентрации персонифицированного Зла. Значительная часть "Розы Мира" посвящена природе, ее скрытым движущим силам - стихиям, духам и т.д.»

Даниил Леонидович был глубоко верующим человеком. Однако после выхода в свет "Розы Мира" возник конфликт с Церковью. В одной из радиопередач как-то прошла информация, что будто бы автор "Розы Мира" на смертном одре, отрекшись от своей книги, просил ее уничтожить, что труд опубликован в нарушение его воли. Алла Александровна комментирует эту ситуацию так: «Это ложь. Даниил Андреев никогда от своего творчества, своей личности не отрекался. Ни в тюрьме, ни на воле. Все последние месяцы его жизни я безотлучно находилась рядом. И думаю, что Даниил, до последней минуты делившийся со мной своими замыслами, идеями, не стал бы утаивать от меня столь важное решение. У нас не было секретов друг от друга».

Русская Православная Церковь до сих пор не имеет единой официальной точки зрения на "Розу Мира", поэтому каждый священнослужитель имеет право составить своё собственное мнение об этой книге. И разные священнослужители смотрят на "Розу Мира" очень по-разному: одни проклинают, другие - восхищаются. К первой группе относятся диакон Андрей Кураев, Владимир Воробьёв, Артемий Владимиров, Валентин Асмус (младший), Александр Шергунов; ко второй относился, когда был жив, владыка Василий Родзянко, а в наше время ко второй группе относится протоиерей Валентин Дронов. По свидетельству Аллы Александровны Андреевой, некоторые священники, войдя в её квартиру и увидев на столе или на полке "Розу Мира", отказываются благословлять помещение. А вот владыка Василий, познакомившись с Аллой Александровной, не колеблясь, благословил её, да сказал: "Какая интересная книга - "Роза Мира"!"

Вот как отзывается о "Розе Мира" диакон Андрей Кураев, яркий представитель проклинающих: "Самое показательное в "Розе Мира" - это её язык. Назвать этот язык русским крайне затруднительно. Подобный язык - искусственный язык, перенасыщенный новоизобретёнными терминами - обычен не для христианской… религиозной традиции, а для сектантской пропаганды …. уже сам язык Д. Андреева замыкает его вне мира христианской традиции… Ну, а если не считать "мистический опыт" Д. Андреева плодом обычной психической болезни, то ведь придётся его считать плодом бесовского одержания.... и по языку, и по аргументации, и по содержанию, и по источникам "Роза Мира" … -  типичный пример сектантской литературы".

А вот что пишет протоиерей Валентин Дронов: "Даниил Андреев - православный христианин по происхождению, воспитанию, миросозерцанию ... поэт мистический, духовный ... В отличие от своих старших братьев Соловьёва и Мережковского, Даниил Андреев необыкновенно утвердителен, его вера не оставляет места сомнению ... Даниил Андреев - поэт-пророк".

Удивительно, но факт: именно представители точных и естественных наук, т.е. как раз те люди, от которых можно было ожидать наибольшего скептицизма в отношении Д. Андреева, проявили полную готовность поверить в реальное существование его миров.

М.Н. Белгородский, теплофизик и кибернетик: "Написанное Андреевым говорит о нём как о величайшем духовидце, каких человечество, по-видимому, больше не знало … "Роза Мира" принадлежит не только к жанру видений, как предшествующие ей творения визионеров. Она - произведение многоаспектное, не имеющее аналогов в мировом культурном наследии и несущее всепобеждающий заряд духовности ... Языческие и православные корни русского менталитета рассмотрены в "Розе Мира" с глубиной, выдающей в авторе серьёзного мыслителя".

В. Грушецкий, астрофизик: "Роза Мира" - это детально разработанная, небывалая, чёткая и стройная концепция мироустройства, принципиально отличающаяся от мировоззренческих систем, которыми когда-либо располагало человечество. ...Элементы этого исполинского полотна ... встречались в работах эзотерических мыслителей прошлого, обозначались в гениальных поэтических, живописных и музыкальных творениях, но никогда ещё не складывались в стройную, внутренне непротиворечивую концепцию".

Можно по-разному относиться к творчеству Даниила Андреева, можно не понимать (или не принимать) его произведений, но все же необходимо отметить, что такие произведения как «Роза Мира» помогают нам по-иному посмотреть на место человека в мире, задуматься о высшей (духовной) реальности. С помощью учения Д. Андреева можно критически взглянуть на мир и на себя в этом мире, понять альтернативное мироощущение другого человека, задуматься серьезно над фундаментальными вопросами нашего бытия.

Материалы по теме и использованная литература:

Андреев Д. Выверенная и пронумерованная «Роза мира» / Д.Андреев, В.Парин, Л.Раков //vkams.narod.ru

Андреев Даниил Леонидович //Эзотерика: универсальный словарь-справочник. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д, 2001. -С.16.

Антропова Н.К. Даниил Андреев - «гений эзотеризма» / Н.К.Антропова //virlib.eunnet.net/

Белгородский М.Н. Откровение о невидимых мирах /

М.Н. Белгородский  // Библиография. - 1992. - №3-4. - С.97-108.

Бросалов А.А. Дипломная работа студента VI курса заочного отделения филологического факультета Бросалова Артёма Александровича / мин-во общего и проф. образования РФ, СГУ им. Н.Г. Чернышевского; зав. кафедрой В.В. Прозоров, науч. рук. - ст. препод. В.К. Семенюк // rodon.org /brosalov/ vrmdlarovdgdv.htm

Грушецкий В. «Странной вести неподкупный раб…» / В. Грушецкий // Знание - сила. - 1992. - №11. - С.98-118.

Даниил Андреев //rozamira.ord/

Кандауров О. «Русь. Гимн первый»: из цикла «Алтари» : [посвящена памяти Д.Андреева] / О. Кандауров // Наука и религия. - 1991. - №3. - С.35.

Мень А. Откровение Иоанна Богослова / отец Александр Мень //Знание - сила. - 1991. - №9. - С.84.

Вандерхилл Э.Исследователь запредельного / Вандерхилл Э. // Вандерхилл Э. «Мистики ХХ века»: энциклопедия / Вандерхилл Э.- М.,1998. - С.346-359.

Скибинская О. «Роза мира» выросла в сталинских лагерях /

О. Скибинская // Рос. газ. - 2003. - 13 сент.- С.4.

Хлебников Г. Несколько слов о Андрееве и его книге «Роза мира» //

russiantext.com/

Шафаревич И.Р. Через кристалл духовности / бес. записал Б.Дедюхин // Волга. - 1990. - №1. - с.136-138.

мистик, Даниил Андреев, Роза мира, эзотерик, структура мира

Previous post Next post
Up