Откуда есмь крещение Руси

Jul 22, 2017 22:19

Взято здесь, из комментария анонима

А вы знаете, что с принятием Византией в 4 в.н.э. христианства, как государственной религией, она впоследствии столкнулась с очень большой проблемой? Какой спросите Вы?


Довольно необычной по современным меркам. К 9-10 веку нашей эры Византия столкнулась с переизбытком христианских служителей культа. Дело в том, что всем тем, кто был связан с христианством в Византии - имели различного рода льготы от государства.

Священники не работали, их нельзя было призвать на воинскую службу, они были своего рода неподсудны (попадали под юрисдикцию церковного суда), их существование и пропитание обеспечивали многочисленные христианские общины, которые по сути кормили и содержали их. В общем по тем довольно неспокойным временам - одни ништяки и привилегии. Понятное дело, что очень многие граждане Византии стремились заполучить статус священнослужителей, ибо это было престижно и давало массу льгот.

Это естественное стремление жить сыто и "без напряга" привело к закономерному результату - переизбытку священнослужителей.

Историки отмечают, что одних только епископов в Византии на то период было более 6000 человек. И это только епископов, можно только приблизительно представить сколько десятков тысяч служителей культа сидело на шее государства и обычных прихожан, кто имел статус ниже епископа.
В общем у Византийских правителей возникла дилемма, или продолжать эту массу бездельников кормить (что накладно для государственной казны), или куда-то этот избыток пристроить.

Решение, которое было принято византийскими правителями было простым и эффективным. "Мудрою рукою" вся эта масса лишних ртов была направлена на "вольные хлеба", на крещение Руси и другие языческие народы и племена. Таким образом убивались сразу несколько "зайцев". Уменьшалась нагрузка на бюджет государства с одной стороны, с другой государственная религия Византии распространялась на языческое государство, что таким образом позволяло через религию влиять на него (про военные походы Русов на Византию я писал в предыдущих постах), помимо этого позволяло пополнить бюджет, по крайней мере константинопольского патриархата.

К этому периоду уже была подготовлена "почва". Многие русские князья и купцы уже принимали христианство, ибо без его принятия было трудно вести торговые дела. Дело оставалось за малым, за массовым крещением Руси.

Для константинопольского патриарха новая церковная организация была колонией, куда могли быть направлены все “лишние” священники.
Многие, например, не знают исторического факта, что все епископы на Руси назначались и управлялись из Византии константинопольским патриархом. И не только епископы, вся структура первых церквей состояла из одних только греков, русских там попросту не было.

Первым митрополитом после акта крещения Руси, не вызывающим сомнения в реальности, был грек Феопемпт. Исторические источники свидетельствуют, что за все время существования Киевского княжества (до нападения татар) митрополитами было всего два русских: Илларион при Ярославе Мудром (1051 год) и Клим при Изяславе (1148 год).

Константинопольский патриарх мог даже присылать епископов без согласования с Киевским митрополитом. И, конечно же, константинопольский патриархат тщательно следил за своевременным поступлением платежей в свою казну, источниками которых были прямые сборы прихожан, доходы от церковного суда и монастыри.

Структура византийской церкви была такова, что наличие митрополии давало право создавать епископии. Во времена Владимира и Ярослава епископии были созданы во всех крупных административных центрах: Новгороде, Белгороде, Полоцке, Чернигове, Переяславле. По мере колонизации новых территорий появлялись новые епископии. В Ростовской земле епископия была создана для ускорения процесса вовлечения в орбиту влияния государства и церкви местных жителей: славянского и финского происхождения. В Галиче, Смоленске, Рязани епископии появились на протяжении XI-XIII веков.

история человечества, христианство, искажения на Пути

Previous post Next post
Up