Волчица говорит своим волчатам: «Кусайте, как я»,
и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я»,
и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша:
«Думай, как я», а это уже преступление.
(А. и Б. Стругацкие "Гадкие лебеди")
"Ключевой тезис "воспитывайте своих детей по собственному образцу и подобию! Иначе их воспитает кто-то другой". Не согласен категорически. Ребенок, воспитанный "по образцу", легко меняет образцы. В том числе и на противоположные вашим, заданные "кем-то другим". Ребенок, которому позмолено "мыслить, как он", выберет собственный путь. Кстати, вполне может его выбрать по вашим заветам."
И.В.Романов, психолог
"Умение не вмешиваться в чужую жизнь из самых светлых побуждений - один из самых трудных навыков для меня, но чем больше я им овладеваю, тем большую глубину он открывает мне. Замедляясь и наблюдая, как другой совершает ошибки или делает что-то несовершенно, я могу видеть, что этот способ обучения для него работает намного быстрее, чем если бы я вмешалась.
Это дискомфортно - смотреть на трудности близкого и не пытаться их предотвратить. Но не вмешиваясь, я нахожу глубину, которой меня учит этот дискомфорт. Часто вмешательство - это попытка исправить другого, и, таким образом, избавиться от своего собственного урока.
И это единственная практика, которая помогает научиться отличать, когда вмешательство необходимо, а когда оно вредит. И в этой практике, конечно, много риска. Но именно риск - лучший учитель, потому что именно он лучше всего обостряет внимание."
Нина Рубштейн, гештальт-психолог