Психоз - это непоколебимая вера в то, что мир таков,
каким кажется. Вне всяких сомнений. Оригинал взят у
pechkeen в
Паранойя будущего Паранойя это болезнь, при которой сверхценная идея за которую держится психотик, обрастает различными тревожащими его представлениями. Но этот пост не о психически больных людях, а о нас с вами.
Чтобы читателю было понято, о чём я говорю, сразу дам несколько симптомов «параноидного расстройства личности», содержащиеся в МКБ-10. Среди них: чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам; тенденция постоянно быть недовольным кем-то; подозрительность и истолкование обычных фактов в угрожающем ключе, воинственно-щепетильное отношение к правам личности; неоправданные подозрения в сексуальной неверности партнера, охваченность к законспирированному толкованию событий происходящих с личностью или миром и т.д. Критичный читатель сразу же заметит, что указанные выше симптомы порой досаждают ему или близким.
Несмотря на то, что я не работаю с психически больными людьми, пару раз мне всё же удалось наблюдать параноиков. В первый раз, зашедший в кабинет юноша, бросил тревожный взгляд на мой мобильный.
- Чем-то не нравится мой телефон? - спросил я.
- То, что вы записываете нашу встречу.
Я сразу понял, в чём дело и дал телефон ему в руки. Убедившись, что диктофон не работает, он успокоился, но уже через 10 минут рассказывал о том, что за ним наблюдают тёмные силы. Я закончил сессию чуть раньше и, посетовав на то, что не смогу помочь, дал адрес психоневрологического диспансера.
Во втором случае, один из читателей блога, позвонил мне по телефону и поинтересовался: зачем ты следишь за мной?
- Расскажи мне, как именно я это делаю? - попросил я. Мы некоторое время пообщались, после чего, он спросил, могу ли я вылечить его от галлюцинаций? Я дал те же контакты, что и первому.
Как это ни печально, эти случаи объединяет тот факт, что оба молодых человека вскоре попытались свести счёты с жизнью. Одному удалось.
На примере этих двух случаев мы видим, что параноидные симптомы это следствие проекции, при которой некий значимый предмет или фигура, наделяется угрожающим для субъекта значением. Почему так происходит?
Психика человека состоит из 3 органов. Они являют собой врожденное, приобретенное и настоящее. Эти же органы называются экстеро, нео и археопсихика. Они же, создают субличностные фигуры и свойственные им эго-состояния, которые мы называем Родитель, Взрослый и Ребёнок.
Угрожающим содержимым заведует экстеропсихика и её субличностный представитель - Родитель. Именно он, становится той самой губкой, которая впитывает все травматические события и коммуникации.
Процесс мышления проще всего назвать «внутренней речью», при которой человек беззвучно проговаривает слова-образы, создавая у себя внутренние и внешние реакции. В тот момент, когда Родитель становится активным, его голос начинает проявляться в беззвучной речи занимающей наши мозги. Проще говоря: угрозы, обвинения и разного рода давление, которое оказывалось на нас в детстве, становится нашим образом мыслей и нашим внутренним способом общения и управления собой. С его помощью мы управляем нашими чувствами и манерами поведения.
Родителя проще всего назвать внутренним наблюдателем, не имеющим морали и нравственности. Он отдаёт шаблонные приказы, свойственные авторитетам. Безусловным фактом является то, что изрядная часть родительских приказов - это не забота о жизни ребёнка, а спроецированная на него агрессия, которая, заполняя внутренний контейнер экстеропсихики, становится своеобразной программой поведения.
В одной из книг Берн описывает домохозяйку, слышащую галлюцинаторные голоса, которые осыпают её проклятиями. Когда терапевт заводит разговор о её семье, обнаруживается, что некоторая часть проклятий в точности совпадает с теми, что она слышала от своего отца, будучи ребёнком. Структурный анализ утверждает, что воспоминания сохраняются не как простая информация, но как эго-состояния. То есть, в тот момент, когда человек вновь переживает некую ситуацию из своего прошлого опыта, он склонен так же интерпретировать ее и демонстрировать ту же эмоциональную реакцию, которая была много лет назад. Родительская ригидность и агрессия, будучи спроецированными на ребенка, становятся набором чувств, мотивирующих строго фиксированный тип поведения, который становится переживаемой реальностью.
Проблема в том, что мы воспринимаем себя с точки зрения неопсихики - органа, именуемого Взрослым. Мы отождествляемся с ним. Нам может казаться, что мы общаемся и ведём наши дела с позиции Взрослого. Но это скорее желаемая, чем действительная ситуация.
На уровне Взрослого мы находимся до той поры, пока определённая внешняя или внутренняя стимуляция не активирует орган экстеропсихики - внутреннего Родителя. Внешние информационные воздействия, активируют те зоны коры, которые хранят в себе «память» прошедшего опыта. Например, когда нас критикуют, любые, даже не очень близкие нам люди, мы тотчас же испытываем подавленное состояние. Здесь уместней всего выражение: подобное активирует подобное. Как только мы воспринимаем внешнее социальное давление, эта информация становится стимулом для того, чтобы активировать внутреннее давление на самих себя. Наш внутренний родитель как бы по умолчанию присоединяется к критике и начинает «беззвучно разговаривать внутри нашей головы».
Этот внутренний страж находится в постоянном бдительном наблюдении. Но так как по сути это контейнер, часть которого наполнена спроецированной на нас агрессией, его активность всегда связана с внутренним давлением, сказывающимся на самооценке. Нам сложно осознавать это, потому, что мы воспринимаем себя с точки зрения Взрослого. Мы скорее склонны удивляться, как вскользь брошенное слово или невольная критика заставляют наших друзей или близких ходить в подавленном состоянии и сами не можем понять, почему так переживаем из-за пустяков? Откуда взялась эта тенденция опускать руки при любой сложности или пасовать перед активными действиями в направлении неизвестного?
Пожалуй, абсолютное большинство моих клиентов это люди, которые испытывают затруднения с реализацией замыслов или подавленные состояния, мешающие им каждодневно радоваться жизни. Поэтому я утверждаю, что главный вид паранойи, посещающий большинство здоровых невротиков - паранойя будущего. Невротический механизм, мешающий реализовывать врождённый потенциал.
Наш внутренний Родитель создаёт зацикленное состояние с помощью очень любопытной транзакции, имеющей две стадии. Первая из них - проецирование угрожающего содержимого на будущую абстрактную цель и вторая - оценка и внутренняя агрессия, связанная с отсутствием результатов.
Эти две стадии приводят невротика к зацикленности, в которой он больше походит на змею, кусающую собственный хвост. Находясь в нём, он ничего не делает, потому что внутри себя слышит голоса, убеждающие его в собственной ничтожности. На второй стадии приходит расплата - эти же голоса трезво оценивая отсутствие движения к цели, подвергают его вторичному избиению.
В лучшем случае, это создаёт замутнённое состояние сознания, которое чаще всего называют «ни на что нет сил» или «депрессия». В худшем, вызывает суицидальные мысли, потому, что невротик загоняет сам себя в угол, из которого нет выхода. Дело в том, что мотивация человека основана на оценке ранее достигнутых результатов - «я сделал это и поэтому я хороший». Но изначально подавленный человек не может делать, стало быть, ему нечего оценивать и нечем мотивировать себя к дальнейшим действиям.
Как я указывал чуть выше это петля, которую можно передать следующим монологом: «Я считаю себя говном, поэтому у меня ни на что нет сил. Что же я за говно такое, раз ничего не могу?». Безвыходность этой внутренней транзакции заставляет людей ждущих поезд в метро всерьёз задумываться о том, чтобы прыгнуть на рельсы. К счастью большинство невротиков не настолько расщеплены, чтобы преодолеть страх смерти.
К слову сказать, адекватная функция внутреннего Родителя - следить за безопасностью Ребёнка, поэтому любое планирование будущего, сопряжено с активацией этой субличностной фигуры. Но так как, активируется вся программа в виде губки, впитавшей уничижающие голоса реальных родителей, в просторах черепной коробки человек слышит именно их. «Заболевшие» паранойей будущего, очень любят играть в «если бы не…, то я…». Ведь их внутренние голоса убеждены, что после 30 выти замуж или найти новую профессию нельзя, потому, что в этом возрасте люди становятся неликвидными. Беззвучный шёпот утверждает: такое дерьмо как ты, неспособно быть счастливым!
На уровне Взрослого, человек реагирует всеми этими социально приемлемыми «не могу», «нет сил», «нет возможностей», «сейчас сложная ситуация в стране» и другими обобщающими оправданиями, которые являются защитой от возможного соприкосновения с собственной несостоятельностью. Это и есть форма социально приемлемой паранойи, которая ничем не отличается от утверждения - «за мной следят тёмные силы».
Субличностные структуры психики ведут постоянную борьбу за энергию. Родитель любит захватывать энергию Ребёнка, вторгаясь на его территорию с помощью ещё двух транзакций, создающих торможение. Первая из них - принуждение к действиям в социально приемлемом направлении, вторая - обесценивание его качеств. Он попеременно то говорит, что нужно делать, то подвергает критике.
На уровне Взрослого, последствия такого внутреннего захвата мы можем слышать в утверждении: «Я хотела стать актрисой, но подумала что актёров много, в театральный большой конкурс и скорее всего у меня не хватит таланта. И тут знакомые говорят, что в Газпроме ищут менеджера - можно устроиться и зарплата стабильная». Бедняжка ещё не знает, что станет птичкой в золотой клетке. Пройдёт несколько месяцев и когда работа утратит свою новизну, начнутся депрессии. А денег всё равно не будет хватать, т.к. отсутствие интереса к жизни придётся компенсировать бессмысленным и беспощадным шопингом. Кстати говоря, это одна из причин распространённого феномена потребления. Так как Ребёнок является врожденным состоянием, несущим в себе сексуальность, драйв и интерес, этот захват выльется в усугубление внутренней раздробленности и замутнённое состояние бытия. Уверен, что миллиарды людей во всём мире занимаются лишь тем, что принуждают себя к действиям которые определяет их бесчувственная часть.
Как мы видим, паранойя будущего это проекция внутреннего угрожающего содержимого на желаемую цель. Проблема состоит в том, что мы отождествляем себя с объектами внешнего мира, поэтому всё эти «беззвучные голоса» не могут быть осознаны без специального сосредоточения.
На уровне Взрослого мы замечаем лишь различную симптоматику, выливающуюся в жалобы на «паталогическое отсутствие сил и постоянное желание спать» до утверждений о «сложности жестокого мира, где никто не любит и не ценит».
В гештальт подходе мы говорим о том, что аутоагрессия (внутренняя агрессия по отношению к самому себе) обязательно должна быть перенаправлена на собственное тело и/или внешний объект. С этой точки зрения, агрессивные транзакции Родителя в отношении Ребёнка просто должны выливаться в психосоматические заболевания, членовредительство (я тут случайно сломала руку, представляете?), ссоры с близкими людьми и коллегами, панические атаки, фобии и так далее…
Чтобы иметь возможность достигать собственных целей, нам желательно пребывать в состоянии Взрослого. Но это состояние должно быть не только внешне видимым, но и подкрепляться соответствующими мыслями и действиями. По факту же, Взрослый лишь маска, за которой скрываются подавленный Ребёнок и агрессивный Родитель, ведущие партизанскую войну в глубинах нашей психики.
Самым популярным запросом моих клиентов соприкоснувшихся с сутью своих внутренних транзакций является: как можно выключить моего Родителя? В этот момент я всегда улыбаюсь, потому что понимаю, насколько надоела эта заноза в жопе. Но даже если бы у меня был инструмент выключающий программу, то, скорее всего он выключал бы её всю. Человек превращался бы в годовалого ребёнка, экстеропсихика которого ещё не сформировалась. Вместе с аутоагрессией отключились бы способность к контролю и поддержанию безопасности. Радостный клиент выходил бы из кабинета и сразу же попадал под машину.
Способы работы с агрессивной экстеропсихикой можно условно разделить на два направления, первое из которых - осознание и выявление аутоагрессивных внутренних транзакций. Проще говоря, терапевт помогает клиенту осознать корень проблемы и тем самым перейти от формулировки «у меня депрессия» к «мой Родитель подавляет моего Ребёнка» и далее к «я создаю у себя подавленные состояния».
Второе направление заключается в выделении внешних транзакций создающих определённые игры и сценарии. В этой сфере терапевт помогает клиенту детализировать то, каким образом определенные эго состояния отражаются на его коммуникациях с окружающими людьми и манипуляциях предметами внешнего мира. Но, разумеется, это лишь примерная схема того, каким образом можно работать с психологическими проблемами в рамках структурного анализа.
Индивидуальная работа может и должна вестись по этим же направлениям. При слабых формах неврозов, существенное облегчение состояния достигается с помощью простых проективных гештальт-приёмов. Когда кто-то из клиентов вдруг дистанционно начинает жаловаться на плохое самочувствие, я прошу подойти к зеркалу и поругать своё отражение. Если человек преодолевает сопротивление, вызванное тем, что Родитель начинает подавлять Ребёнка беззвучным шёпотом: «о боже какой глупый процесс, только психи разговаривают с зеркалами», то он с удивлением обнаруживает, что у некой его части есть масса претензий, о которых он даже не подозревал.
Это работает. Во-первых, человек, наконец, слышит ту самую беззвучную речь и осознаёт своё расщепление, что позволяет ему взглянуть на проблему с точки зрения Взрослого. Во-вторых, он перенаправляет агрессию вовне, что даёт ему возможность временно выйти из субличностного клинча и освободить энергию.
Подобная работа может вестись интроспективно. Всем, кто хочет избавиться от паранойи будущего я бы рекомендовал заниматься самовоспоминанием, опираясь на чувства и мысли. В этой простой технике, человек должен постоянно оценивать своё тело на появление негативных эмоциональных состояний. Как только такое состояние идентифицировано, необходимо переключать своё внимание на вспоминание мыслей, начиная от последней пришедшей в голову до того момента, когда вы почувствовали негатив. Очень скоро вы начнёте осознавать, что ваши подавленные эмоциональные состояния, это результат того самого «беззвучного диалога», который заполняет вашу черепную коробку. Эта простая техника, выполняемая систематически, деактивирует Родителя.
Теперь немного о том, каким образом обычный невротик, измученный своей экстеропсихикой должен планировать дела, чтобы двигаться к целям?
Давайте вернёмся к субличностной картине паранойи будущего, которая возникает у большинства из вас? На уровне вашего неосознанного восприятия всё выглядит следующим образом: вы планируете какую-то цель, размышляя о её достижении, в этот момент активируется Родитель, заставляя вас переходить к психологической защите - переключении на что-то другое, вроде несложного дела или развлечения. Ситуация повторяется бесконечно и наконец, вы с неохотой признаёте, что просрали часть своей жизни.
Как я указывал выше, включение Родителя состоит в направленной на Ребёнка транзакции, в которой он говорит, что-нибудь вроде «начать новый бизнес может умный и собранный человек, а не такая растяпа как ты». В этот момент, ваш Взрослый захватывается эго-состоянием подавленного Ребёнка и реагирует избеганием, переключаясь на разные игрульки. Чуть позже следует новый заход, который я называю вторичной подавленностью, - и где результаты твоих замыслов, сука? - говорит Родитель включивший себя в программу выполнения обязательств.
Как же избежать двойной подавленности? Секрет очень прост - необходимо избегать постановки крупных целей. Чем крупней и абстрактней ваша цель, чем она амбициозней, тем сложнее вам будет справиться с невротическим состоянием, которое возникнет в момент активации. Противостояние агрессивному Родителю заключается в немедленном дроблении больших абстрактных целей на максимальное количество более мелких, которые в свою очередь не требуют энергозатрат для получения результата. В итоге, когда усилие совершено и результат получен, голос агрессора внутри вас гарантированно замолкает.
Я бы сказал, что «заниженная» самооценка невротика должна базироваться на волевых усилиях направленных на достижение небольших результатов, формирующих большие цели. В транзактном анализе мы говорим о структурном и стимульном голоде, которые на уровне человека проявляются в планировании времяпровождений и получении поглаживаний в их процессе. Когда у нас вырабатывается волевая система, позволяющая направлять усилия на небольшие дела, результаты которых дают гарантированную возможность почувствовать себя хорошими, начинается тот самый «путь в тысячу миль, начинающийся с первого шага».
Твоя внутренняя ситуация это ситуация битвы, ведущейся между тобой и тобой. Вспомни тех, кто умер как собака, так и не осознав, для чего была предназначена его жизнь. Все они пали жертвами паранойи будущего. И твоя задача, как человека не упасть в крайности, уподобляясь испуганному или загнанному животному. А результат зависит от воли, которая позволит неуклонно совершать небольшие шаги к тому, что предназначено.