Типы клиентов (не только психолога)

Sep 25, 2015 06:11


Взято тут Автор Елена Гуськова

Пишу эту статью для тех, кто готовится в первый раз придти на консультацию к психологу.

Она поможет определиться, с какими целями вы идете на прием.

Существует 5 типов клиентов психолога: визитеры, жалобщики, терапевтоманы, терапевтоеды и покупатели.
1) Визитеры

Визитеры обычно не имеют конкретного запроса для консультации. Им интересно попробовать что-то новое. Психотерапию, расстановки, гипноз, еще что-нибудь. Они приходят, беседуют, уточняют некоторые вопросы, и уходят. Все остаются довольны.
2) Жалобщики

Клиенты, которые хотят излить душу, но не хотят ничего менять. Замечательные клиенты для психоаналитика, потому что он готов слушать их часами, а клиенты часами все рассказывать. Довольны друг другом.

Могут оказаться проблемными клиентами для психотерапевта, если тот нацелен на то, чтобы увидеть результаты своей работы.  Но клиент-жалобщик внутри пока не готов к изменениям. Его задача - отвести душу, выговорившись. Попутно найти виновных в их злоключениях. Пока только так.




3) Терапевтоманы

Терапевтоманам важен сам процесс терапии, а не ее результат. Потому они ходят к психотерапевтам часто и с удовольствием. Терапевтов меняют легко, если им что-нибудь не понравилось. Обычно терапевты и клиенты довольны друг другом. Но если терапевт начнет просить клиентов выполнять домашние задания, будет много расспрашивать о результатах предыдущей беседы, то клиент уйдет к другому терапевту.
4) Терапевтоеды

Терапевтоеды могут прийти со словами: «я обошел 10 психологов, и ни один не помог. Только вы сможете мне помочь».

Как минимум, это будет означать, что клиент похож на терапевтомана. Но терапевтоман - это приятный клиент, который просто любит ходить к разным терапевтам. Терапевтоед не только любит ходить к терапевтам, он их съедает. Он будет требовать от терапевта «повышенного внимания» к его случаю, и на следующую консультацию придет со словами: «у меня ничего не изменилось».

Если такое произошло, терапевту стоит присмотреться, не терапевтоед ли перед ним? Потому что в конце концов, терапевтоед обвинит терапевта в непрофессионализме, как минимум, и даже потребует вернуть деньги за все консультации, как максимум.

Если терапевт распознал терапевтоеда сразу на первой встрече, то ему следует дать терапевтоеду обширное задание для размышления, отчет по которому клиент должен будет представить на следующей встрече. То есть нельзя доводить решение проблемы клиента до конца, а нужно сделать это частично, чтобы он провел работу сам.

Если клиент - терапевтоед, то он больше не придет, а если покупатель, то он сделает все, как требуется, тогда и опасаться, что он окажется терапевтоедом, не стоит.

Итак, мы подошли к пятому типу клиентов - к покупателям.
5) Покупатели

Покупатели - эти клиенты, которые хотят купить помощь. Они готовы вложиться в себя, оплатить работу терапевта. Они дают - они берут. Обычно у них сформирован четкий запрос к консультации. Они понимают, что хотят изменить.

Но даже если четкого запроса нет, они все равно  понимают, что хотят перемен. И они идут к терапевту, чтобы эти перемены произошли.

И психотерапевт, и клиент-покупатель всегда работают друг с другом с удовольствием, каждый из них является творцом, которому творится легко.

Часто бывает так, что в клиенте присутствуют все 5 типов клиентов).

Тогда психотерапевту можно обратить внимание на установки клиента и слегка их подкорректировать.

Если в клиенте преобладает визитер, нужно заострить внимание на его запросе, помочь ему определиться с тем, что ему нужно.

Если клиент хочет стать жалобщиком, то нужно мягко научить его не искать виноватых в его теперешнем состоянии.

Если клиент терапевтоман, то нужно научить его ставить цели и выполнять их.

Если клиент терапевтоед, то, возможно, он пришел, чтобы терапевт мог оценить себя со стороны и поучиться чему-то новому.

Если клиент - покупатель, тогда полный вперед - к работе!

когнитивные игры, психотерапия, консультирование

Previous post Next post
Up