Да,
угрожала я умучить всех своими постами, а у самой как-то все равно времени нет. Но мое вечное студенчество, действительно, скоро закончится - выхожу на финишную прямую. Осталось написать "всего лишь" семинарскую работу (придумала тему - "Грудное вскармливание еврейских детей в Средние века", во как). За первую работу (о которой я писала в посте по ссылке), о еврейских отцах и детях в эпоху Гаскалы (просвещения), я получила ни много ни мало - 95.
Как я уже писала, в той работе я уделила много внимания книге Александры Бруштейн "Дорога уходит в даль", и меня попросили написать об этом подробнее. Постараюсь изложить в стиле, более популярном, чем в работе. Хотя дело это неблагодарное - писать в ЖЖ о книгах вообще, и об этой в частности - столько много там пластов.
Я думаю, что об этой книге можно написать еще несколько книг, потому что затрагивается множество вопросов - и жизнь "среднего класса", помещиков и бедняков, и учеба в женском институте (с процентной нормой), и различные национальные вопросы, и польское восстание, и воздухоплаватель Древницкий, и нелегальная деятельность в пользу будущей революции, и дело Дрейфуса во Франции, и еще, и еще - включая то, что не написано в тексте.
Прежде всего, эта книга - в своем роде раритет, потому что была чуть ли не единственным литературным произведением, в котором при Советской власти упоминались евреи и, мало того, достаточно подробно освещалась их повседневная жизнь. Но не только о евреях, а вообще о жизни. Очень интересно и детям, и взрослым. Книга написана от лица девочки Саши Яновской - т.е. автора в детстве, об отрезке ее жизни с 9 до 16 лет. В детстве я эту книгу читала лишь однажды - мне ее предложила библиотекарь в школе, а не так давно я узнала, что есть новое издание, заказала по Интернету и уже успела с большим удовольствием перечитать несколько раз. Сейчас-то, после того как мы пережили эпоху Советской власти, многое в книге видится совершенно иначе, чем когда-то. И, конечно же, нужно учитывать то, что книга была написана в 50-х годах 20-го века, и, соответственно, сделать поправку на советскую цензуру.
Для моей работы в книге оказалось довольно много материала, потому что жизнеописание семьи Яновских как раз приходится на период поздней еврейской Гаскалы и вписывается в схему "родители традиционные евреи- дети ушли в Гаскалу-внуки ассимилированы".
Мы наблюдаем жизнь семьи Яновских, начиная с 90-х годов 19-го века. Название города не указывается, но можно легко угадать, что действие происходит в городе Вильно (сейчас - Вильнюс), который как раз был одним из центров Гаскалы. Не забудем, что Вильнюс в еврейской религиозной среде называется "Йерушалаим де-Лита" - литовский Иерусалим. Но здесь, несмотря на сантименты по отношению к книге, нужно признать, что еврейского в жизни семьи Яновских не так уж много. Единственный религиозный еврей во всей книге, папа соседской девочки, показан весьма неприглядно в силу его занятия - он ростовщик. На мировоззрение Саши Яновской большое влияние оказал ее папа, доктор Яков Яновский. Это человек, который ей дорог больше всего на свете. Что бы Саша ни делала, она спрашивает себя - а что думает об этом папа, как бы он поступил? Он - глава семьи, и его авторитет в определенных кругах настолько высок, что к нему домой часто приходят люди - кто за советом, кто - обсудить обстановку, кто - для того, как сейчас говорят, потусоваться.
Папа Саши родился, судя по описанию, примерно в 1855 году в традиционной еврейской семье. По его словам во время разговора с другом семьи, он изучал "религиозные премудрости", его мать мечтала, чтобы он стал раввином. Но Яков мечтал стать врачом, а для этого нужно было закончить гимназию. Своей матери он не мог даже сказать об этом, потому что вариант обучения в светском заведении совершенно исключался, но отец поддерживал его. Тайком от матери он изучал общеобразовательные науки с гимназистом, которого нанял отец, на чердаке, и там же прятал книги. Отец помог Якову разработать "стратегический план" по бегству в другой город, чтобы учиться в гимназии. Матери Якова пришлось смириться с тем, что сын после окончания гимназии закончил Военно-Медицинскую академию. Впоследствии остальные шестеро братьев пошли по стопам Якова - закончили гимназию (на момент рассказа трое продолжали учиться) и пошли в университет.
Мне показалось странным, что не у всех братьев были еврейские имена, а одно - Николай - и вовсе. Даже в годы Советской власти, насколько я знаю, в еврейских семьях детям это имя если и давали, то крайне редко. Скорее всего, при рождении Николаю дали другое имя, но здесь можно только гадать, как было на самом деле.
В семье Яновских говорят между собой по-русски. Саше нанимают разных учительниц и гувернанток, которые занимаются с ней французским, английским, немецким. Еврейский язык, на котором говорит Сашина бабушка (папина мама) со своей служанкой, Саша, по ее словам, только понимает. Единственная вещь, которая связывает семью Яновских с еврейством, - это празднование праздника Песах в доме у бабушки с дедушкой. Ни одного слова нет в книге о том, что это за праздник, ни одного упоминания символов праздника (но мы помним, что книга была издана в советское время, да). Так ли было на самом деле, знать невозможно, но по сюжету в разгар праздника приезжает один из братьев Якова Яновского (ездить в первый день Песаха нельзя, как и платить извозчику, а также делать другие повседневные вещи).
Кроме всего прочего, Саша рассказывает о работе еврейского благотворительного общества и замечает, что при Советской власти благотворительные общества стали не нужны, потому что теперь о неимущих заботится государство, в отличие от царского правительства (ну, вы понимаете). Сашина мама на службу не ходила, зато много занималась благотворительностью (а у кого было время заниматься благотворительностью в советское время, когда тунеядцев не было,- даже если бы были общества?).
Глядя из нашего времени, мы можем себе представлять, что происходило с героями книги потом. Революция, гражданская война, экспроприации, коллективизация, расстрелы, репрессии, страшная война... Родители Саши Яновской были расстреляны немцами во время войны - об этом написано в книге. Благословенна память этих людей. Они старались прожить свою жизнь достойно. Как это удалось - не нам судить, несмотря на всю неоднозначность.