Я думаю, основная часть юзеров может прокрутить этот пост
До недавнего времени я совершенно не интересовалась этой темой (ну, разве что в связи с парадами гордости в Иерусалиме). Но в последнее время в русском Интернете начали ходить упорные слухи о том, что есть раввины, либерально относящиеся к гомосексуализму. В частности, упоминается имя рава Шерло (который, насколько я понимаю, имеет большой вес в национально-религиозном течении иудаизма). Так получилось, что ко мне попала книга, составленная из ответов данного рава на темы семьи, брака и скромности на одном сайте. Я лично рава Шерло никогда не видела и не слушала его уроки, а также не знаю, о каком сайте идет речь. Но из этих трех писем, которые у меня в руках, складывается совершенно иная картина, чем та, которую я увидела в обсуждениях. Я перевела эти 3 письма-ответа для своего дневника на одном ресурсе, где недавно даже произошел раскол между религиозными израильтянками. А поскольку труд мой получился довольно объемный, а на том ресурсе читателей у меня мало, то мне хотелось бы, чтобы с ним ознакомились также здесь - возможно, кому-то это поможет найти ответы на вопросы.
Конечно, лучше всего читать первоисточник. Вот исходные данные книги:
הרב יובל שרלו, רשו"ת היחיד/ תשובות שניתנו באינטרנט בענייני צניעות, זוגיות ומשפחה: פ"ת התשס"ג, עמ' 467-476
Перевод мой, но его редактировал (и еще продолжает перелопачивать весь текст) мой муж. Прошу прощения за шероховатости (мои). Посколько букв очень много, выкладываю только первое письмо, остальные два - будут следом.
Влечение девушки к девушке
Вопрос
Возможно, стиль моего письма несколько запутанный, хотя прошло уже больше года с тех пор, как я осознала себя, но у меня до сих пор полно вопросов, и один из них связан с верой.
Мой вопрос лично обо мне в частности и о гомосексуализме вообще.
Я использую слово "вера", а не "религия", потому что мне могут сказать, что я не могу одновременно быть ортодоксальной верующей и лесбиянкой (несмотря на то, что я вижу себя так).
Я верующая. Стараюсь продолжать религиозный образ жизни (стараюсь, потому что есть заповеди, которые я раньше соблюдала более старательно, а сейчас - меньше, например, запрет посещать некашерные места - хотя я пью только кашерные напитки в закрытых упаковках), хочу продолжить быть частью религиозной общины (особенно моей), хочу растить детей (когда они у меня будут) религиозными.
Неужели мне не место среди нас - с того момента, как я обнаружила, что путь большинства - не мой путь, с того момента, как я поняла, что мое нежелание выходить замуж - это нежелание выходить замуж за мужчину? И что я хочу создать семью, хочу любви и партнерства с человеком, который разделит со мной мою жизнь - мою жизнь религиозной женщины, но этот человек не мужчина, а женщина?
Неужели лесбиянство абсолютно запрещено и ему нет места? Неужели запрещена идея, или само действие (я имею в виду семью из двух женщин, но без секса)?
Гомосексуализм включает в себя [лесбиянство] (...), хотя я понимаю, что есть отличия. Неужели нам не положено любить, если мы не можем [иначе]? Если нам дана возможность не только влюбляться, но и любить, только из-за того, что Б-г избрал для нас возможность полюбить [человека] не того пола?
Я решила задать свой вопрос после того, как изучила вопросы и ответы на эту тему на сайте, и после того как поняла, что сужение темы к "разрешено"-"запрещено" нерелевантно, из-за того, что говорится не об одноразовом акте, а о изначальном запрете, это не только притяжение, а соединение на более глубоком уровне (...).
Решения - индивидуального решения - нет и не может быть (хотя меня бы это устроило). Насколько мне известно, речь идет о 10% населения. И, хотя у нас наложено табу на эту тему, ведь есть обязанность общины найти компромисс между религиозными обязательствами и возможностью для человека достичь совершенства, которое достигается при помощи любви к другому человеку.
Я понимаю, что религиозное общество не может в данной ситуации [найти решение] для мужчин-гомосексуалистов, я надеюсь на решение по отношению к лесбиянкам (...), ведь большинство религиозных лесбиянок, избравшие этот образ жизни, порывают с религией, а те, кто отказываются от своих чувств, находят себя в гетеросексуальной системе отношений, которую они ненавидят, и находят утешение только в детях.
Сейчас, когда я перечитываю написанное мной, я понимаю, что у меня тоже практически нет понятия - что я ищу, когда спрашиваю, ведь это не галахический вопрос. А, может быть, желание вернуться и почувствовать причастность, знать, что выбор мой будет таким, каким будет, мое место в общине не пошатнется, мои родители не порвут со мной отношения и не будут стесняться дочери, которая переступила через правила?!
Может быть.
Надеюсь найти то, чего я не искала.
Ответ
Прежде чем начать отвечать на письмо, я должен сказать, что его стиль очень трогательный. Оно выглядит правдиво и не провоцирует, оно выражает глубокие и правдивые чувства, а не несуществующую войну с внешним миром, - так я это вижу.
Ты не найдешь в моем ответе то, что надеешься найти, но ты найдешь понимание ситуации, которую ты переживаешь и описываешь, и то, что я пишу, следует из этого понимания.
Начнем с галахической стороны: по правде говоря, со стороны Галахи нет однозначного отношения к лесбиянству. Гемара в трактате Шаббат говорит о "женщинах, трущих друг друга", и она постановляет, что они негодны для коэна (первосвященника). Так выражает Галаха свою принципиальную позицию, видящую такое поведение как ущербное, но прямого запрета не высказывает.
Однако, отношение Торы - это отношение, выражающее метагалахическую ситуацию. Слова Торы "поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и станут одной плотью" - установка с начала творения, еще в истории о рае, которая обосновывает принцип подбора пары - мужчины и женщины. Эта установка находит однозначную поддержку в психологии - только этот путь единения мужчины и женщины дает возможность продолжить существование (...).
С этой точки зрения раввины, например, обосновывают желание строить еврейские семьи, включая те, где не соблюдается Тора и заповеди - на первый взгляд, было бы удобнее, чтобы они не женились, и тогда не было бы проблемы мамзеров (детей, рожденных замужней женщиной от другого мужчины), агун (женщин, которым муж не дает развод) и отказов дать гет, и также было бы меньше ненависти к раввинату. Но эта точка зрения не была принята, и мы прежде всего заинтересованы в создании семьи - и только после этого боремся с проблемами. Еще один пример - отказ окунать в микве незамужних девушек, несмотря на то, что это решило бы проблему нидот (нида - статус во время месячных и некоторое время после, до окунания в микву - до этого мужу и жене запрещено касаться друг друга - прим. karmit) для тех, кто переступает закон, нарушая святость семьи и серьезно вредя ей внебрачными половыми связями - также здесь эта точка зрения не была принята.
Итак, это релевантная структура семьи - единственная, которую признает Галаха. Это связано не только с половыми связями, но и с общим устройством, включая союз двух женщин без физического контакта - такой союз не признается Галахой. В абсолютном большинстве общин таких женщин не примут. В одной из общин района, где я живу, стоял вопрос о проведении бар-мицвы (13 лет - еврейское совершеннолетие) мальчику, которого воспитывали две женщины, и только довод, что не стОит причинять боль мальчику, подействовал на разрешение общины провести бар-мицву в синагоге.
Что делать с чувствами, с проблемами, с экстраординарным влечением, которое не только сексуальное?
Здесь Тора призывает тех, для кого это неприемлемо, тяжело трудиться. От нас требуется признать эти вещи и знать, как их преодолевать. Борьба происходит разными способами - имеется в виду вытеснение склонности при помощи учебы и влияния разума на чувства, лечение (если это медицинский источник), борьба при помощи общества и т.д. Иногда это внутреннее "выкорчевывание", в той же степени это требуется от человека, положившего глаз на жену ближнего. Несомненно, следование пути Торы не всегда соответствует интуитивным ощущениям, иногда от человека требуется оторваться от них и стать сильным, чтобы идти дорогой нашего праотца Авраама, который был готов принести в жертву Б-гу собственного сына. Не погружаться и не предаваться влечению, а строить свой жизненный путь так, как задумано во время творения - где живут вместе мужчина и женщина, а не как-нибудь иначе.
Конечно, это нелегко, и главное в словах Торы - всеобщность и принадлежность обществу. Галаха объединила в единый стиль все молитвы (не отменив совсем место для личной молитвы) и обозначила способы, которыми выражается в праздники радость, несмотря на различия между людьми, и т.д. Это одна из главных идей в Торе - что в ней есть воззвание к общему, и она образует альтернативу уединению (...).
Итак, следовать пути Торы - это создать семью естественным путем (...). Цена, которую ты представляешь себе, - болезненна и трудна, я не ищу способ уменьшить ее (...).
Не все наши желания можно исполнить в мире веры - так мы служим Всевышнему, с радостью. Всего доброго и удачи.