"Милосердный к злодеям - жесток к праведным"

Jun 05, 2011 11:50

В наше время, особенно в нашей стране, евреи погибают за то, что они евреи.  Холокост не закончился.  Почти у каждого из нас, тех, кто живет в Израиле, есть личные потери.

Я не забываю. Я помню, как убили мужа моей подруги Тали, Хаима Кермана. Они жили в Старом городе в Иерусалиме,  в Мусульманском квартале, и Хаим каждое утро ходил молиться к Стене Плача. В то утро он торопился и не вызвал охрану (все еврейские жители квартала и их гости передвигаются по улице с охраной). На него напали арабы, забрали оружие и зарезали. У Хаима и Тали было двое маленьких детей и третий в дороге (родился без отца).

Я помню Рину Дидовски из Бейт-Хагая. Ей было 39 лет, она была беременна шестым ребенком, работала учителем. В тот день она возвращалась с работы домой на развозке, оставалось несколько часов до наступления шаббата, дома ждали муж и дети. Машину обстреляли...

Я помню Авраама Фиша и Аарона Гурова из Нокдим. В тот день вот-вот наступал праздник Пурим, они торопились домой к чтению Свитка Эстер. До дома оставалось несколько минут. Машину обстреляли.

Я помню Наташу и Ицхака Имасов. Они ехали домой в Бейт-Хагай, их ждали дети. Не дождались - машину обстреляли, папа с мамой не вернулись...

Я помню семью Фогель - родители Уди, папы семейства, были наши ближайшие соседи в Неве-Цуф. Ночью в шаббат террористы забрались в дом, где в Итамаре жили Уди, Рут и их шестеро детей. Уди, Рут и трое детей, среди них 3-месячная девочка, были зарезаны с особой жестокостью.

Я не забываю тех, кого знала лично, и тех, кого не знала - многих, многих погибших, от пули, от взрыва, от ножа, от камней. Они не сделали ничего плохого. Они были евреи и жили на еврейской земле.
Я не думаю в такие моменты об убийцах и об их народе - я думаю о нас, о том, как нам всем выжить.

Поэтому я очень сильно нервничаю, когда мне говорят - ну подумай, ведь арабов тоже жалко, они  хотят жить хорошо, а их провоцируют, их предки тоже здесь жили... Врагам нехорошо желать зла, нехорошо копить ненависть... И в Рош а-Шана есть финики и говорить "чтобы вымерли наши враги" очень нехорошо, разрушительно...

Ну, вот это мне сказал человек, давно знакомый и даже еврей, хорошо знающий, что такое антисемитизм. Я  очень расстроилась - когда мне в такие моменты говорят "их тоже жалко", мне кажется, что это, как минимум, оскорбление памяти погибших.  Но, почитав литературу и поспрашивав людей рядом со мной, пришла к выводу, что "гуманные" рассуждения о наших врагах - в основном, следствие недостатка изучения Торы. И еще незнание реалий. Так вот, я хотела поговорить об этом.

Для начала - 2 ссылки.

Мирьям Гурова. Два разговора о судьбах арабских соседей

Открытое письмо к Тамар Фогель

А теперь - о врагах, из еврейских источников. Никакого(псевдо)гуманизма.

"Милосердный к злодеям - жесток к праведникам" - это из Талмуда.
Когда Всевышний создал еврейский народ, видимо, тогда же Он создал антисемитизм. Наши враги есть, мы не можем закрыть глаза и считать, что их нет.
Есть несколько категорий врагов - например, враг, который нас ненавидит, но у него есть шанс исправиться, и еще враг, который хочет убивать, и враг, у которого руки уже в крови. По отношению к этим разным врагам есть разные законы.

А в Рош а-Шана мы едим на праздничной трапезе разные вещи, среди которых символы отношения к врагам. В разных общинах - разные традиции и разные символы. К примеру, некоторые едят лук, потому что на арамейском лук - "карти" (истребить), мы просим Всевышнего истребить души врагов.
Многие едят свеклу и финики. Свекла на арамейском "силки" (убирать), мы просим Всевышнего убрать наших врагов. Финик на арамейском "тамри" (уничтожить), мы просим Всевышнего уничтожить наших врагов.

Одна из наших главных заповедей - запрет убивать. Нельзя убивать, но можно защищаться (для этой ситуации, как и для многих других, есть подробные описания - как поступать).

Да, и еще я вспомнила, что, оказывается, кого-то может покоробить, когда рядом с именем погибшего пишут "Всевышний отомстит за его кровь".

Шоа (Холокост) был не так уж давно, почти каждому еврею европейского происхождения есть кого вспомнить, из тех, кто погиб. Разве мы думаем о том, что в нации убийц были и хорошие, жалеем их? Что сейчас происходит?

Не очень давно вышел перевод книги рава Меира Кахане "Неудобные вопросы для удобно устроившихся евреев", как раз о евреях, которые следуют западным идеалам демократии. Каждый раз, открыв эту книгу, я нахожу там то, о чем я думаю. И сейчас не могу удержаться, чтоб не привести отрывки - стараюсь короче, хотя хочется перенести почти все.

"Чем больше еврей осознает глубину пропасти, разделяющей тот иудаизм, которому он воздает неискренние почести, и либеральные западные ценности, которым он привержен до глубины души, тем больше его охватывает страх.

Еврей - это жалкое, шизофреничное порождение двухтысячелетнего Изгнания - готов на что угодно, лишь бы не признавать этот факт. Он взберется на самую высокую гору, перейдет вброд самую глубокую реку, зароется глубоко под землю - все лишь для того, чтобы убежать от этой пугающей правды, от осознания того, чтобы убежать от этой пугающей правды, от осознания того, что его наследие, его иудаизм, его пуповина, с одной стороны, и его приверженность небиблейским западным ценностям, с другой, лучше всего описываются словами псалмопевца: "Как высоко небо над землею... как далеко восток от запада."

Как многочисленны и как глубоки различия между Торой евреев и нееврейской цивилизацией! Давайте посчитаем.
Либеральный Запад говорит о демократическом правлении, о власти большинства - иудаизм говорит о божественной истине, которая непреложна и не подлежит включению в избирательный бюллетень и, следовательно, гарантирована от ошибок большинства.

Либеральный Запад говорит об абсолютном равенстве всех народов - иудаизм говорит о духовном статусе, об избранности еврея из среды прочих народов, об особых и исключительных взаимоотношениях между Б-гом и Израилем.

Либеральный Запад говорит о субъективной истине, о том, что никто не имеет права утверждать, что знает абсолютную истину - иудаизм говорит об объективной, вечной и известной истине, данной Б-гом на Синае.

Либеральный Запад категорически и априорно отвергает ряд понятий, такие как месть, ненависть и насилие - иудаизм говорит: "Время любить, и время ненавидеть, время войне, и время миру", заповедуя любить добро и ненавидеть зло, искать мира, но воевать с нечестивыми. Есть даже время, когда месть становится обязанностью, дабы показать, что существует Судья и высшая справедливость.

Либеральный Запад говорит о прагматическом и практическом, о том, что можно увидеть, потрогать и почувствовать - иудаизм покоится на фундаменте веры во всемогущего Б-га, стоящего над историей.

Но самое главное отличие иудаизма и от либеральных, и от нелиберальных западных ценностей - это его понятие "ярма Неба": принятие закона, ценностей и учений Б-га как истины, без попытки оценить их с позиций человеческих знаний, точек зрения, страстей и т.д. Человек не занимается оценкой и анализом еврейских ценностей, представленных в Торе. Он не испытывает их, чтобы убедиться на основании своих собственных стандартов, что они приятны, справедливы, милосердны и добродетельны."

И еще.

"Конечно, иудаизм учит о любви Б-га ко всем человеческим существам, кто не ведет греховный образ жизни, и о том, что все созданы по образу Б-га. Конечно, иудаизм предписывает еврею уважать нееврея и обходиться с ним достойно. Конечно, еврею предписывается не вредить неевреям, но напротив, помогать достойным из них."

Ну, и еще, совершенно неполиткорректно.

Рав Кахане приводит цитату из книги Шмот 34:12 "смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью для вас", и комментарий Абарбанеля:
"Несомненно, что они всегда будут искать способ навредить Израилю за то, что он отнял у них их землю. Именно по этой причине стих говорит о "земле, в которую ты войдешь" - ведь если ты, Израиль, пришел в землю, чтобы отнять ее у ее жителей, по сути "украсть" ее у них, как они смогут после этого соблюдать завет любви? Скорее наоборот, они станут "сетью для вас" и в случае войны присоединятся к вашим противникам, чтобы воевать против вас." Дальше слова рава Кахане:

"Нет существенной разницы между чувствами арабов и ханаанских народов к той земле, которую они считают своей. И хотя мы и можем принять точку зрения комментаторов о том, что арабам могут быть даны ограниченные права на общих основаниях с другими неевреями, тем не менее за ними следует присматривать гораздо внимательнее, чем за теми, кто здесь никогда не жил ранее."

Собственно, пока все. В реальности мы видим, насколько верно изречение о том, к чему приводит милосердие к злодеям - например, фотография активистки Махсом Вотч, которая утешает мать одного из убийц семьи Фогель, которого - ужас! - арестовали.

Евреи и остальные, Арабы

Previous post Next post
Up