Формула экономии братьев Ротенбергов
Трасса Формулы 1 в Имеретинской низменности абсолютно уникальна: она
включена в программу строительства Олимпийских объектов, но олимпийским объектом не является. Трассу решили построить на территории Олимпийского парка, чтобы сэкономить на инфраструктуре. Путь к экономии оказался долгим и извилистым…
Ответственный за рабство
Строительство автобана приурочено к проведению Гран-При Формулы 1 в октябре 2014 года. Поскольку меч олимпийского аврала над трассой не висит, показывать миру гладкое, как лицо Владимира Владимировича, дорожное полотно, никто не торопится. На время Олимпиады стройку заморозили и
возобновят только в апреле (до октября-то еще далеко).
Поминки по 11 000 000 000 рублей
Президентским
постановлением ответственным за строительство объекта было назначено ОАО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «Омега». Таким образом, эта скромная компания с уставным капиталом
более 38 миллиардов рублей стала финансовым посредником между Департаментом строительства края и подрядчиками олимпийских объектов.
По счастливому стечению обстоятельств, и Департаментом строительства, и «Омегой» руководит один и тот же талантливый управленец -
Виктор Шевкетович Абулгафаров, человек с двумя высшими образованиями и несостоявшейся судимостью. В 2008 году Краснодарская краевая прокуратура предъявила ему обвинения по
ч.1 ст.293 УК РФ («Халатность»).
Проблемы с законом у Виктора Шевкетовича начались после аукциона на проведение геологоразведочных работ. Абулгафаров просто взял деньги за участие в конкурсе у одной фирмы и подленько отдал тендер другой.
Проигравшая торги комапния "Пром проект" подала иск в суд на 6 миллионов рублей (сумма залога) и выиграла его. Ущерб ей возместили из краевого бюджета. Куда делся сам залог, Абулгафаров сказать не смог, но дело на него вскоре было закрыто «за отсутствием состава преступления». Более того, его главный фигурант пошел на повышение и стал
руководителем одной из главных компаний-координаторов Олимпийской стройки, той самой «Омеги», где его ждали новые подвиги.
В 2013 году американская правозащитная организация «Human Rights Watch» опубликовала
доклад об использовании рабского труда при подготовке к Олимпиаде-2014, в котором «Омега» стала одним из главных героев.
Как оказалось, основной технологией Центра передачи технологий стал труд нелегальных мигрантов: у рабочих отбирали документы, месяцами не выпускали со стройки, кормили через раз и даже пытали. Доклад вызвал большой резонанс на Западе, но в России, по традиции, не повлек за собой прокурорских проверок и вообще не спровоцировал каких-либо телодвижений правоохранительных органов.
Поэтому в «Омеге» все спокойно. Строительство трассы продолжается «в рабочем режиме». Подрядчики бодро осваивают деньги.
На главном из них - корпорации «Инжтрансстрой» стоит остановиться подробней.
Кипрские рокировки
Каким образом эта компания получила тендер на строительство, история умалчивает. Все открытые
торги «Омега», как государственная структура, проводит на
сайте Госзакупок. Посетив ресурс, нетрудно заметить, что в списке тендеров, объявленных компанией, можно найти множество лотов типа: «поставка махровых изделий» или «оказание услуг по поставке санитарно-гигиенических принадлежностей», но ничего связанного с грандиозной стройкой нет.
Зато на официальном сайте «Инжтрансстроя» в списке основных заказчиков наряду с Управлением делами президента, Министерством обороны и кристальнейшими компаниями «Роснефть» и «Транснефть»
фигурирует ГК Олимпстрой, генеральный подрядчик Олимпиады.
Что же это за компания, которая вытянула такой счастливый билет и сотрудничает со всеми этими прекрасными структурами? В Едином государственном реестре юридических лиц владельцем основного пакета акций «Инжтрансстрой»
значится кипрская компания «Велопретко холдингс Ко. лимитед» (50%).
Изюминка истории в том, что еще в феврале 2013 года владельцами генерального пакета акций «Инжтранстроя» были давние друзья Путина Аркадий и Игорь Ротенберги и
не особо это скрывали.
В начале февраля, когда стало понятно, что сроки сдачи олимпийских объектов срываются, их компания «Мостотрест» технично вышла из структуры корпорации.
Аркаша: "Всем велопретко, посоны"
«Доля «Мостотреста» перейдет непосредственно обществу, которое в течение года должно решить, что с ней делать дальше», - заявили в «Инжтрансстрое».
Передав активы загадочной фирме «Велопретко», общество поступило не оригинально, ибо и старый владелец «Мостотрест» почти на 40% формально
принадлежит другой кипрской структуре «Marc O’Polo Investments», бенефициарами которой и
выступают Аркадий и Игорь Ротенгберги.
Бриллиантовые метры
Вернемся к самой трассе. Возможно, уютные кипрские оффшоры удешевляют ее строительство, которое ведется за счет
налогоплательщиков.
Заходим на
сайт государственного инвестора и смотрим, как он рапортует:
« Экономия денежных средств, необходимых для реализации проекта “Олимпийский парк”, достигается благодаря интеграции трассы “Формула-1”… и бла-бла-бла.
Только математика
Теперь попытаемся проследить динамику самой экономии. На старте на строительство, как следует из Пояснительной записки к проекту постановления Правительства РФ «О внесении изменения в Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта», было выделено 5 миллиардов рублей, или 152 миллиона долларов. Потом стоимость плавно
выросла до 7,89 млрд рублей и, наконец,
остановилась на отметке 11 млрд рублей, или 335 миллионов долларов, превысив первоначальную стоимость в 2 раза.
Насколько в итоге «Инжтранстрою» удалось сэкономить бюджетные средства? Давайте посчитаем. Протяженность трассы составляет 5872 метра. Несложная работа с калькулятором дает нам стоимость $57069 за один метр.
Как
признается сам подрядчик, аналогичная трасса есть в Сингапуре (стране с одним из самых низких уровней коррупции в мире).
И она-таки действительно есть! Это «Marina Bay Street Circuit» протяженностью 5073 метров. Как свидетельствует
официальный сайт правительства Сингапура, ее строительство в 2008 году обошлось бюджету государства в $10 млн. Таким образом, цена метра полотна составила $1971.
Может быть, виной почти 30-кратного превышения средней стоимости по сравнению с аналогом стали «сложные климатические условия», на которые так любят ссылаться строители олимпийских объектов и
трассы в Имеретинской низменности в частности.
Действительно, дорогу «дочка» Ротебергов, как Петр I северную столицу, строит на болоте. «Нам пришлось забивать уникальные сваи», -
жалуются авторы ноу-хау.
Остается только понимающе кивнуть: сочинские строители забивали уникальные сваи в болото, а, например, бахрейнские - разливали уникальный клей по пустыне. И все равно трасса
«Bahrain International Circuit» обошлась в 2 раза дешевле. Цена гоночного полотна протяженностью 5412 составила $150 млн, или $27716 за метр дороги.
Приблизиться по стоимости к сочинской смогла только южнокорейская «
Korean International Circuit». 5621-метровая трасса обошелась корейскому бюджету в $264 млн, или $46966 за метр дороги.
Фанаты Формулы 1 могут смахнуть слезу над средней ценой метра перечисленных трасс - 25561$, которая ниже сочинской почти в 2 раза. Им остается надеяться, что за эти деньги они увидят гонки на идеальном дорожном полотне международного уровня… Надеяться, конечно, можно... Вот как выглядела новационная система водоотведения трассы еще 3 месяца назад:
Click to view