Блюз и джаз на грани фола

Feb 09, 2010 14:40


Рождённый «чёрной» Америкой в 20-х годах XX века, прародитель джаза, рок-н-ролла и поп-музыки, блюз стоит особняком ко всем музыкальным жанрам - он консервативен, англоязычен и самодостаточен. Блюз является импровизационной формой, где диалог инструментов строится по структуре «вопрос- ответ»: главную тему композиции обыгрывают солирующие инструменты. Исповедуя эстетику жанра, его приверженцы фактически игнорируют новомодные веяния и тенденции шоу-индустрии. Блюз давно уже развивается не вширь, а в глубь. Качественно исполнять его невозможно, не пропуская через собственное сердце - не поможет ни виртуозная техника, ни лужёные голосовые связки.
И все-таки он состоялся - большой фестиваль-концерт «Блюз на грани Джаза, или Джаз на грани Блюза», что особенно актуально сегодня, когда в  связи декабрьской эпидемией был отменен XIX джаз-фестиваль «Заволжье-2009».
Четырёхчасовая программа с участием лучших блюзовых музыкантов России и ближнего зарубежья с лихвой восполнила тоску саратовского слушателя, уставшего от попсы и шансона, по блюзу. Ведь блюз, как сказал Эрик Клэптон, это когда хорошему человеку грустно.
Впрочем, на концерте грустить не пришлось: его открыл молодой коллектив Black Jack Band (Орел-Москва), выступивший в эксцентричной манере, как нельзя лучше подходившей для разогрева публики. У этой блюз-банды в ковбойских  шляпах имидж романтиков-авантюристов, они играют то, что хотят, а не что модно. «Блэкджеки» находятся в поиске своего места на эстраде, что вполне оправдано - группе всего пять лет.
Гости из Беларуси Maderahardblues удачно смешивают блюз с рок-н-роллом и жестким ритм-энд-блюзом. Главное для группы  - совершенство живого звучания и гитарного соло, еще один плюс - тексты на русском.
«Мадера», приехавшая в формате трио, хороша в акустической подаче - ее музыка чиста от примесей электрических спецэффектов и аранжировочных «наполнителей».
Входящий в десятку лучших гитаристов страны Леван Ломидзе и специалист по черным и белым клавишам Пётр Подгородецкий (экс «Машина времени») ныне объединились в один проект с группой Blues Cousins. Нельзя перехвалить мастерство этих виртуозов - им нет преград ни в классическом блюзе, ни в зажигательном рок-н-ролле, ни в медленных балладах, кроме того, они блестящие шоумены, поэтому во время их выступления зал уже не просто качал головами в такт, а нервно ерзал на креслах, подпевал и улюлюкал вовсю. Жаль, что танцы в Театре оперы и балета разрешены только на сцене и только профессионалам.
Blackmailers Blues Band (Молдавия) означает  «свадебно-похоронный оркестр». Однажды, находясь под впечатлением от "цыганских" фильмов Эмира Кустурицы, музыканты смешали блюзовый стандарт с южно-славянским фолком. Эксперимент оказался судьбоносным. Теперь о них говорят не иначе как о концептуалистах, представляющих мощный сплав блюзовой традиции и балканской этники. Только взгляните на обложку их недавно вышедшего альбома «Контрафакт» - и все станет ясно даже без звука.
И напоследок -  легенда. Мэтры отечественного блюза CrossroadZ получили название
в честь композиции "Crossroad Blues" легендарного Роберта Джонсона.  Пресса давно окрестила  лидера группы Сергея Воронова блюзменом номер 1 на всем постсоветском пространстве. Гитарист  Rolling Stones Кейт Ричардс, услышав Воронова, пригласил его для участия в записи альбома Talk Is Cheap, после чего подарил гитару Fender Stratocaster. «Все о чем мы говорим - жизнь, смерть, любовь, расставание - это все блюз», - считает человек, большая часть музыки которого основана не на текстах, а на гитарных рифах. Группа играет «жесткий» блюз, ритм-энд-блюз и рок-н-ролл.
Концерт такого уровня и масштаба произошел в Саратове впервые, благодаря Саратовскому рок-клубу и Сергею Мошину. Лучшие коллективы и легендарные музыканты ударили блюзом по временному безджазию и попсовому разгильдяйству всерьез и надолго. Культурное значение этого беспрецедентного события трудно переоценить.
Previous post Next post
Up