Чем ближе к современности фильмы про школу, тем чаще появляется конфликт "любовь между учителем и учеником", и тем радикальнее его решение. Этот последний фильм "Хороший мальчик" - в нем, кажется, вообще нет такой проблемы. Ну, поцеловала учительница мальчика, ну, могли они переспать, если бы не досадные обстоятельства, ну и что такого-то? В жизни многое случается нечаянного, по ошибке, чего потом просто не повторяется и всё - все дружно забыли и побежали дальше.
Что было в первых фильмах? "Учитель" (1939 год, сцен. С. Герасимов), "Весна на Заречной улице" (1956 год, сцен. Ф. Миронер), более поздний "Большая перемена" (1973 год, сцен. Г. Садовников, А. Коренев) - учитель и ученик здесь условны в силу того, что это школы для взрослых, этической проблемы тут, в общем-то нет. Впервые эта проблема заявляется в "Первом учителе" (по Ч. Айтматову), 1965 год. Но и тут существуют допущения - традиции, в соответствии с которыми ученица вообще не учиться должна, а идти себе спокойно замуж, вести хозяйство, рожать детей. И то, учитель не нарушает своих принципов, только один поцелуй на прощание, когда ученица уже, в общем-то, перестала быть таковой и отправляется в новую жизнь.
Далее "Доживем до понедельника" (1968 год, сцен. Г. Полонский). Мучительные переживания героя по поводу своего чувства к бывшей (!) ученице, уже давно перешагнувшей порог школы и вернувшейся в нее на равных с возлюбленным - в качестве педагога. Я подчеркиваю - мучительные - попытка вообще избежать этих отношений. Казалось бы, что такого?
"Да, да" - еще поддерживается тема в 1987 году - "Забавы молодых" (сцен. Виктор Мережко) в образе старомодного преподавателя физкультуры, который предпочитает разрушить свою жизнь, нежели нарушить верность идеалам.
Треск материи учительских юбок раздается сначала в "Куколке" (1988 год, сцен. И. Агеев) - еще робко, еще с попыткой объяснения на уровне популярной психологии: "Понимаете, если первую любовь что-то нарушит, потом всё может пойти не так". Чтобы у мальчика потом всё было "так", учительница дарит ему себя. Хотя, судя по манере вести себя, еще не понятно, кто кого кому подарил. Но это всё ещё робко, ещё под гнетом устаревших представлений. Самый трэш происходит в 2000-ом - "Нежный возраст" (сцен. С. Соловьёв, Д. Соловьёв) - здесь уже, как говорится, без комплексов. Лихие девяностые, одним словом. Прямо в классе, прямо на учительском столе, без всяких особых ломаний. И снова - ученик и учительница.
То же продолжается, но уже в виде сериала "Физика или химия" (СТС, 2011 год). Одна из героинь в свой первый рабочий день в качестве педагога обнаруживает среди учеников своего вчерашнего любовника. Конечно, она переживает о том, что это неправильно, но как-то особенно важно в этом переживании то, что её уволят из школы. Надо сказать, что в этом сериале вообще всё как-то до предела телесно и раскованно. Ученик на всю столовую кричит своей девушке "Шлюха, ты заразила меня гонореей! Никто не спите с ней!", а слушающая это учительница переживает, не она ли заразила того мальчика, который заразил эту девочку. Десятый класс. Смотря подобные сериалы, я поражаюсь своим ретроградным представлениям.
"Географ глобус пропил" (2013 год, по А. Иванову) в этом смысле скромно пытается вернуть традиционные ценности. Не получится. Окна Овертона уже распахнуты. Следующая ступень - узаконивание гомосексуальных отношений между учителем и учеником. В той же "Физике или химии" подобные отношения между подростками уже нормализованы - всем учащимся и уважаемым телезрителям доходчиво объяснили, что это нормально, нечего стыдиться, стесняться и порицать, мальчик обрел мальчиков и стал радостно трахаться направо и налево. Как, в общем-то, и подростки с традиционной ориентацией. Все имеют всех, никто не сомневается и не стыдится - такова тенденция, не одной нашей бедной Родины, конечно.
Дальше, видимо, только нашествие римлян, но ведь и они мало, чем отличались.
Немного черного пиара от Кармалиты.
Иногда хочется быть собакой - служить человеку и смотреть вдаль. и не писать грёбаных никому не нужных диссертаций
Все уже поняли, что фото
Ковалевича.