Только что вернулась из отпуска - Бурятия была прекрасна! Равно как и всегда :) Уезжать не хотелось, и даже появились мысли о том, что неплохо было бы прикупить себе там хотя бы мааленький домик )))
Забайкалье - малая Родина, которую я люблю со всей силой сыновне-дочерней любви, какая только может быть на свете. Движение происходило по маршруту Москва-Чита-Алханай-Чита-Улан-Удэ-Чита-Москва. Вот краткие впечатления, полученные за три недели.
Чита - это дом, это родители, это нежная и неусыпная забота мамы, это твоя комната, которую полтора гора уже не видела, это чистота полов, свет трёхстворчатого окна, большой и радостный лимон, и полный порядок! Как приятно выспаться на хорошей кровати без скрипов и других мелких раздражителей. А вкусная мамина еда! Рыба такая, печёнка сякая, и даже самая простая яичница, приготовленная её руками превращается в настоящее произведение кулинарного искусства. Ах-да, я совсем забыла сказать, среди многочисленных маминых профессий и умений - повар 4 разряда. Но дело даже не в этом... Это просто любовь. Вот что делает её кушанья такими гениально-вкусными и исключительно-полезными.
Далее была встреча с сестрой и любимым племянником. КАК быстро растут дети! Мой хороший... Я скучать.
Но... Счастье не длится вечно. И, конечно, меньше всего мне хотелось огорчать маму и папу своим коротким присутствием, но ничего нельзя было поделать, и через три дня я отправилась на Алханай.
Дорога на Алханай - это более трёх часов езды на автобусе до Дульдурги (только не смейтесь над названиями, они бурятские), и 12 км по жутко пыльной грунтовке со всеми вытекающими последствиями, и вот он - Алханай!!! Это стоит увидеть! Что это за место и чем оно так свято, можно почитать в предыдущих постах и увидеть фотки. Я же расскажу, что попёрлась в гороо по маршруту с тяжеленным рюкзаком в надежде заночевать наверху в ретритном доме (дом для затворников). Сначала шла час по лесу, потом взобралась к Храм-Воротам. Пока добралась, поняла, что рюкзачок-то явно лишний...
Сижу такая возле ступы и думаю, идти дальше или не идти - ооооочень тяжело! Но мои размышления о тяжестях паломнической жизни то и дело прерывали толпы туристы, которые так и норовили меня затоптать. В рюкзаке лежала банка зелёного горошка. Но избавиться от неё посредством поедания продукта было не так-то просто - не было ножа. Сижу, кручу в руках эту банку, спрашиваю у всех проходящих нож - ни у кого нету. Один молодой бурятский юноша посоветовал просто шоркать банку камнем и рано или поздно она откроется ))) Это была не шутка! Я уже подумывала о камне, но никак не решалась приступить к столь сомнительной операции. Но после того, как Вселенная мне уже сказала это голосом того юноши, я решилась! Я стала искать подходящий камень и случайно наткнулась на интересный объект. В руку попался камень очень сильно напоминающий скребок древнего человека. Но находка его (если это он) на этом месте и не удивительна, ведь скалы расписаны охрой руками древних художников. Поэтому я нашла другой более подходящий открывальный камень, а этот положида в карман. К сожалению я не успела отнести его директору Читинского краеведческого музея, своему старому знакомому на опознание, поэтому нужно узнать, кому можно показать его в Москве (Если знаете - пишите). Довольно долго шоркая камнем несчастную банку, железо начало поддаваться - и я поняла, что это не такое уж и бесполезное занятие! А вообще, в голову пришла такая мысль. Что значит первобытные люди начали делать каменные орудия труда? Я вот занимаясь этим делом ясно понимала, что ребята была далеко не дураки - просто кроме камней вообще ничего не было!!! Любого современного человека сейчас зашли туда, где нет ничего кроме камней - он конечно же будет использовать их в качестве инструментов. Такое впечатление, что планету просто вычистило и исчезло всё, а группа людей с высоким уровнем развития осталась... Ну, в общем где-то так.
Пока я размышляла на эту тему - банка открылась! В это время рядом присели туристы - они очень долго удивлялись моему "подвигу". Особенно одна немолодая женщина по имени... имя я вот плохо помню, толи Светлана, толи Людмила, но вот отчество у неё было Серафимовна. И я подумала, что это знак. Она начала говорить мне, что как же это так - банку я открыла, а идти дальше сомневаюсь... В общем она меня вдохновила и я двинулась дальше. А дальше была Щель грешников, над которой висит камень и упадёт на самого большого в мире грехотворца. Через щель я пролезла почти что махом, а вот в Чреве матери так и не нашла ни одного камня. Но у меня уже лежит один, про запас, с прошлого приезда, наверное поэтому-то и не нашла ещё. Говорят, что пока тот ещё свою службу не сослужил. Камни достают прося детей. Но если честно это превращается в какой-то спортивный интерес - достану или не достану... В общем, мотивация у меня была не правильная, да и детей-то если честно я сильно пока не хочу, поэтому и говорю, что "про запас".
Я передвигалась как могла быстро, но туристы то и дело обгоняли меня. Я шла то с одной группой, то с дркугой по дороге рассказывая им про местные достопримечательности. Послушав одного из местных гидов (некий мальчик) - я сразу поняла, как там всё запущено! Рассказывают людям какую-то чушь. Позже я встретила свою подругу, которая работала там главным гидом, и она мне поведала, как эти малограмотные местные гиды-самозванцы вели с нею войну. Она туристам рассказывала, пела и плясала, на варгане играла, в общем пьеса в семи действиях, а они лишь собирали бабло. Да, верно говорят, что свято место пусто не бывает...
Но да я отвлеклась...
Придя к ретритным домам, я поняла, что мне просто необходимо убраться в главном доме - такая грязь! Две женщины из группы бурятских паломников помогли мне в этом ратном деле! Убирать, мыть, чистить святые места - это накопление большой заслуги! Собственная грязная карма очищается и только одни преимущества!
Долго ли - коротко, а с маршрута я сошла аж в полодиннадцатого вечера, учитывая, что вышла я в третьем часу. Н-да... уж. Даже сил не было, чтобы искупаться в Аршане - святом источнике с родоновой водой. Но этим я занималась два следующих дня, поэтому успела наверстать упущенное.
После московского недвижения и сидения за компьютером, алханайский марш-бросок слегка потрепал, но и круто закалил моё ослабевшее за два года тело. Домой я вернулась обгоревшая, искусанная комарами и с ссадинами на руках и ногах. Не успев зализать раны, на следующий день я отправилась в достославный город Улан-Удэ, где Достопочтимый Лама Еше-Лодой Ринпоче должен был вот-вот начать читать лекции по шамадхе и випашьяне. Что это? Это буддийские термины, которые сложно однозначно объяснить, но в общем можно сказать, что это Сосредоточение и Проникновение. Об этом в следующем посте.
За фото отдельное СПАСИБО фотографу и журналисту, автору "Путеводителя по Забайкалью" Константину Ермилову (с).