Человеку не так-то просто воспринимать и описывать то, что выходит за рамки его повседневного существования. Еще сложнее говорить о том, что выходит за пределеы человеческого. В том числе и о силе (пране, ци, мане и т.п.). Вот какую аналогию использовалия индейцы Мезоамерики.
Многим индейским культурам свойственно представление о существовании некоей сакральной силы, разлитой в мире, которая придает предметам форму и определяет сущность того или иного объекта или существа. У этой силы могут быть разные проявления. Одно из них - это всевозможные сверхъестественные существа.
В Мезоамерике сверхъестественная сила в первую очередь характеризуется жаром, но жар - это не просто горячесть или холодность, это некая внутренняя сущность предмета, которая выражает его интенсивность. С этим жаром связано все в мире, им может обладать, например, горячий предмет или яркий цвет, крепкий алкогольный напиток или острый перец. Жаром обладают медицинские или ритуальные растения, тогда как все остальные растения - холодные. Такое разделение в народной медицине майя цельтали и цоцили присутствовало еще в ХХ веке. Там можно было встретить такое описание: «Вот это растение гор, а вот это - холодное».
Через концепцию жара объясняются и определенные ограничения. Почему простой человек не имеет права носить яркую одежду или использовать драгоценные перья? Потому что у него внутренний жар невысокий и для него это опасно. Знатные люди, принадлежащие к жреческому сословию, правители и их потомки, наоборот, обладают сильным жаром, и они без проблем с этим справятся. Поэтому отправление ритуалов, потребление определенных напитков и прочая деятельность такого рода сосредоточена только в руках знати. По мере того как человек продвигается по возрастной лестнице и занимает все более важные посты или по мере того как воин одерживает все больше побед, а жрец проводит все больше ритуалов, его внутренний жар усиливается, он становится все более важным, мудрым и могущественным. Естественно, у правителя этот жар - самый сильный, поэтому просто так дотрагиваться до вещей, принадлежащих правителю, нельзя: они сожгут.
отсюдаИз этой аналогии можно извлечь следующее указание. Не следует стремиться сразу "хапнуть" максимальное количество силы (праны, ци и пр.) - неофит к этому просто не готов. Усвоенная сила должно использоваться - если индейцы действовали в войне и ритуалах, то у нас это может быть и обучение, и практики работы с телом, и медитации. Именно через использование происходит рост.