В
довольно обстоятельном посте о первоначальных симптомах алкоголизма прочитал следующее описание:
(сами больные алкоголизмом называют его тягой к спиртному). Влечение - не только ранний, но и самый стойкий признак, именно поэтому его считают стержневым, кардинальным симптомом алкоголизма.
Влечение к алкоголю возникает не внезапно, а формируется постепенно. Пьющий человек может долгое время не осозновать своей тяги к алкоголю, объясняя свои выпивки традициями, определенной ситуацией, желанием приятно провести время в компании, пообщаться с друзьями; неприятностями и другими причинами.
Но ситуационное и традиционное злоупотребление не может происходить бесконечно, а все неприятности рано или поздно проходят. И если пьянство все же продолжается, то эти отговорки неубедительны.
Влечение к алкоголю - симптом психологический, трудноуловимый и субьективный, его нельзя измерить количественно, как, например, дозу и частоту приема спиртного. Но наличие тяги к спиртному вы можете установить по многим косвенным признакам.
Одним из косвенных признаков влечения к алкоголю служит множество уважительных поводов для употребления спиртного.
На этапе бытового пьянства человек выпивал под влиянием ближайшего окружения, после настойчивых уговоров, или потому что так приято. Теперь же он сам становится инициатором выпивок, и они учащаются.
Если раньше человек встречался с друзьями ради общения, то теперь он не представляет себе такой встречи без выпивки. Идя в гости, непременно берет с собой спиртное. Приглашая гостей к себе, ставит им то же условие. Если в гостях его потчуют чаем, он уходит раздосадованным, и в следующий раз постарается отказаться от приглашения этих друзей.
Число приятелей увеличивается, но в основном это люди, с которыми можно выпить. При появлении тяги к алкоголю человек начинает предпочитать пьющих приятелей непьющим. С последними ему уже неинтересно, и он уклоняется от встреч с ними, придумывая различные причины в свое оправдание, подчас не сознавая, почему ему уже не хочется встречаться с прежним другом-трезвенником. Зато в своих пьющих приятелях он находит массу достоинств, и именно ими, а не желанием выпить, мотивирует, почему ему хочется общаться с этими друзъями.
Дома он старается постоянно иметь запас спиртного, мотивируя покупку алкогольных напитков тем, что могут неожиданно прийти гости и “неудобно” их не угостить. Предлагает членам семьи, соседям выпить по чуть-чуть, для “аппетита” - это один из предлогов для собственной выпивки. Он зазывает к себе домой людей, с которыми раньше не был знаком, если они могут составить компанию по выпивке.
В оправдание своего пьянства он приводит те мотивы, которые имели значение при бытовом употреблении алкоголя: “так принято”, “надо угостить” или “неудобно отказаться”, не замечая, что этих поводов становится чересчур много.
Таким образом, на этом этапе поводы для употребления спиртного как бы завуалированы под общепринятые и традиционные, а прием алкоголя пьющий объясняет желанием повеселиться, развлечься, расслабиться, а не стремлением к самому состоянию опьянения, хотя на самом деле именно в этом все дело.
Вторым косвенным признаком, свидетельствующим о влечении к опьянению, является изменение поведения в ожидании предстоящей выпивки: человек заметно оживляется, веселеет на глазах, начинает торопиться, чтобы побыстрее разделаться с делами и заняться приготовлением к выпивке. Все его поведение, мимика и жесты свидетельствуют о том, что он находится в предвкушении приятного события.
Третьим косвенным признаком тяги к спиртному является положительное отношение ко всему, что связано с выпивкой: пьющий человек защищает своих приятелей-собутыльников - он не только не считает их алкоголиками, но и находит у них массу положительных качеств, которыми объясняет, почему ему интересно общаться именно с этими людьми. Положительно оценивается и обстановка, в которой проходит прием спиртного, и все, что делается в состоянии опьянения.
С другой стороны, появляется отрицательное отношение ко всему, что препятствукт пьянству. Алкоголик упрямо отстаивает свои права на употребление спиртного, несмотря на возражения и упреки своих близких. Больные алкоголизмом не любят разговоров о собственном пьянстве. Пьющий человек бурно реагирут на упреки жены, а если ему пытаются противодействовать - обычно устраивает скандал и уходит к своим приятелям, не считая себя виновным. Постепенно противопоставляется то, что способствует выпивке всему, что ей препятствует, с перевесом в сторону первого.
Четвертым и пятым косвенным признаками влечения к алкоголю являются положительная оценка самого состояния опьянения и психический дискомфорт при появлении препятствий к выпивке. Именно в опьянении, а не в трезвом состоянии, человеку становится наиболее комфортно.
Шестым косвенным признаком влечения к алкоголю является появление системы оправдания собственного пьянства.
В качестве оправдания могут приводиться “доказательства” благотворного воздействия алкоголя на организм - спиртное придает сил, повышает работоспособность, снимает усталость и боль. Зачастую создается целая система моральных алиби, которыми пьющий человек оправдывает своё пьянство в собственных глазах и пытается в этом убедить своих близких.
Постепенно наступает перестройка нравственных принципов и жизненных ценностей алкоголика. Положительно оценивается все, что связано с приемом спиртного и способствует выпивкам, а все, что препятствует, оценивается отрицательно. Работа, жена, семейные обязанности - все, что мешает выпить, становится в тягость и начинает раздражать. В этом заключается седьмой косвенный признак.
Отсутствие критического отношения к своему заболеванию - ещё один, восьмой косвеннй признак: большинство алкоголиков не соглашаются с тем, что из-за пьянства их образ жизни и поведение значительно меняются в худшую сторону.
В отличие от алкоголика, здоровый человек, оказавшись в ситуации, где его употребление спиртного становится чрезмерным, способен это понять. Он не будет вступать в бессмысленные дискуссии, а сделает для себя правильные выводы.
Данные косвенные признаки влечения чаще всего человек не только не осознает, но и не признает ни в дискуссиях с членами семьи, ни в беседах с наркологами.
Ситуацию, в которой оказывается начинающий алкоголик, можно рассматривать как процесс формирования новой реальности. В её рамках сверхценностью является состояние опьянения, а алкоголь - путём к сверхценности. Соответственно, меняется и описание мира, картина мира.
- происходит подмена значений всех слов. Это делается таким образом, чтобы связать всё положительное с алкоголем. Вероятно использование фрагментов прежней реальности. Например, если человек был патриотом, то вполне можно использовать какие-то связи с национальной гордостью, с традициями и т.п.
- происходит изменение карты мира. Объекты, связанные тем или иным образом с новой сверхценностью получают более положительную оценку.
- происходит изменение ценностной шкалы. Пирамида ценностей переформировывается с тем, чтобы разместить на самых верхних ступенях то, что имеет отношение к сверхценности
То есть описание мира перестраивается таким образом, чтобы любая информация, приходящая извне или изнутри, была преобразована в духе поддержки сверхценности либо отфильтрована. В случае насильственного ввода информации (беседа с врачом, родными) она опровергается через всё ту же картину мира. Таким образом воля полностью парализуется сужением поля выбора. Которое, к слову, предоставляется всё той же картиной мира.