Так как труд - это сила, то понятно, что в произведенных продуктах мы не найдем ни одного его атома: всякий раз будем видеть частицы вещества, из которого состоят обмениваемые товары, и ничего, кроме них. Точно так же, как мы не находим атомов в силе притяжения к Солнцу, которая действует и в полном вакууме. Но так же, как и в случае с силой притяжения, мы можем заметить ее (рабочей силы - труда) действие по преобразованию объектов действительности - их трансформации, смешении с другими, изменении скорости и направления их движения етс.
И точно так же понятно, что мы можем измерить ее: так же, как можем понять, в какой степени сила притяжения повлияла на тот или иной объект. И, соответственно, можем сравнивать, какое вмешательство потребовалось для создания конкретного продукта: какой величины была сила, и в течение какого времени требовалось ее воздействие.
Говорить о создании стоимости мы при этом можем в двояком смысле.
Во-первых, о создании потребительных стоимостей - собственно благ, того, что удовлетворяет наши желания.
В этом смысле мы еще раз отметим, что они создаются не только трудом, но и природой: воздух, вода, лес, травы - все это блага (наши потребительные стоимости), но существуют и без всякого вложения человеческого труда. И даже самый наш труд - тоже всего лишь частный случай действия сил природы. Но коль скоро мы его для наших размышлительных задач отделяем, то и говорим, что потребительные стоимости создаются трудом, управляющим силами природы, и самой природой.
Во-вторых, мы можем говорить о стоимости в наиболее привычном нам смысле - как меновой. В этом случае мы сравниваем, чтО и чего стоит, - какое количество одного товара может обмениваться на другой.
И, как мы уже обсуждали, такое сравнение возможно, поскольку в каждом товаре, помимо уникальных для него частиц вещества (углерода или кремния, или серы), есть еще и некоторое количество труда - силы определенной величины, которую потребовалось приложить в течение определенного времени, чтобы соединить объекты реальности в то, что стало нашим благом - потребительной стоимостью.
Так как это единственное, что роднит предметы самых разных качественных свойств, то естественно, что это является и средством сравнения: как много силы и в течение какого времени. И соответственно, понятно, что только при вложении труда меновая стоимость и может создаваться - иначе сравнение просто невозможно.
Чем больше труда вложено в продукт, или требуется для его создания, тем выше мы его ценим. Например, для вдыхания воздуха нам, к счастью, требуется вкладывать мало труда (воздух дает природа сама по себе, а усилия по дыханию мы обычно почти не замечаем) - поэтому и меновой стоимости он не содержит, мы не передаем его друг другу. Исключением являются больные в некоторых ситуациях: искусственного дыхания или вентиляции легких - и именно в этих случаях меновая стоимость появляется, поскольку это требует вложения труда.
Ситуация «дефицита» - ограниченного доступа к чему-либо - какую некоторые считают «создающей стоимость» саму по себе, является лишь частным случаем общего правила. Когда чего-то «мало», это значит, что для его создания требуется вложить много труда - может быть, вообще весь, какой есть в распоряжении конкретного человека или группы. А так как потребность у нас не одна, а много, то никогда весь труд группы не расходуется на производство лишь одного продукта. Он распределяется между несколькими, и в результате какой-то потребительной стоимости оказывается «мало».
Или может быть так, что нечто создается только силами природы, а сам человек этого делать вообще не умеет. Тогда это обладает едва не бесконечной стоимостью - поскольку количество требуемого для создания труда превосходит вообще все ресурсы, имеющиеся у группы: сколько бы времени и наличных у них сил они ни вложили (даже в ущерб другим потребностям), они все равно не смогут это создать.
И наоборот: как только появляется возможность создать это благо силами человека, или появляется возможность делать это с вложением меньших сил, чем раньше, - стоимость продукта падает.
И понятно, что меновая стоимость может быть только у того, что имеет потребительную стоимость: если некий продукт не удовлетворяет ни одной чьей-либо потребности, то не важно, сколько сил в него было вложено, - обмену он не подлежит. А труд, вложенный в него, не является полезным, как пишет Маркс.
Эта двойственность всякого товара - он имеет одновременно и потребительную, и меновую стоимости - порождает парадоксальную, на первый взгляд, ситуацию.
В смысле потребительной стоимости мы хотели бы, чтобы требовалось вложение как можно меньшего количества труда: так как наши [рабочие] силы ограничены, то мы можем произвести ограниченное количество потребительных стоимостей. И чем меньше нашей силы требует каждая из них, тем больше их всего мы можем произвести: чем меньше требуется труда, тем больше стоимость (потребительных стоимостей). Наглядным примером, опять-таки, служит воздух - он требует от нас минимальной силы, и его у нас огромное количество.
А с меновой стоимостью ситуация обратная: чем больше труда вложено, тем она выше - чем больше труда, тем больше стоимость.
В урожайный год поле принесло 10 тонн зерна. В неурожайный при том же вложенном труде - 5. В итоге и пять, и десять тонн зерна имеют одинаковую меновую стоимость.
Резюмирую: труд (рабочая сила) - единственное, что содержится во всех без исключения продуктах, произведенных человеком, будь это осязаемые вещи или «интеллектуальная собственность». Поэтому труд - единственное, что мы можем сравнивать и сопоставлять при обмене вообще всех произведенных нами продуктов. И поэтому труд - единственное, что может создавать меновую стоимость.ALETHEIAAGATHON