Человек лишился кости полового члена из-за моногамии
Исследование ученых из Великобритании, проведенное в 2016 году, проливает свет на загадку исчезновения у человека бакулюма - кости полового члена, которая есть у многих млекопитающих (в том числе и у некоторых приматов), но не у людей.
Человек лишился кости полового члена из-за моногамии
Система мужских половых органов больше всех других систем в организме подвержена эволюционным изменениям. Бакулюм - кость, которая вырастает из соединительной ткани в основании полового члена - может отсутствовать или присутствовать у разных видов в пределах одного отряда или рода, что укладывается в общий тренд большого разнообразия в морфологии половых органов.
Зачем бакулюм нужен тем, у кого он есть, до сих пор не вполне ясно. Ученые склоняются к версии о том, что косточка помогает поддерживать мягкие ткани при их недостаточном заполнении кровью, а так же продлевает половой акт и направляет сперму ближе к яйцеклетке. Все эти хитрости, считают эволюционные биологи, направлены на достижение одной цели - повысить шанс отдельной особи на продление рода.
Эксперименты с мышами (у них кость есть) показали, что размеры бакулюса напрямую связаны с конкуренцией в популяции. Если мышей заставлять жить парами, уже через 27 поколений очень много мышат вырастает с относительно небольшим диаметром кости. В природе же постоянная конкуренция и беспорядочное размножение в результате дают больше мышат с довольно широкой костью.
Филиппинский долгопят в чем-то очень похож на человека
Долгопяты (приматы из рода Tarsius) - большие романтики. Период ухаживания у них длится долго, а партнершу они чаще всего выбирают одну, иногда - сразу несколько, но всегда на более-менее постоянной основе. В этом они похожи на людей. Возможно, бакулюма у долгопятов, как и у человека, нет именно из-за такого подхода к размножению.
Британские биологи Матильда Бриндл (Matilda Brindle) и Кристофер Опи (Christopher Opie) установили, что зависимость между продолжительностью полового акта и наличием или отсутствием кости в пенисе действительно существует: если кость есть, акт длится дольше (у человека - не дольше трех минут, что также характерно, например, для наших дальних родственников долгопятов, которые, как и люди, обходятся без костной поддержки пещеристого тела).
Продолжительность полового акта эволюционно важна скорее для видов, которые часто меняют партнеров: пока продолжается совокупление, самка не может зачать от другого самца. На основании этих рассуждений и статистики Бриндл и Опи делают вывод, что ранние Homo могли утратить бакулюм за ненадобностью потому, что предпочитали моногамию или порядок, при котором на одного мужчину приходится несколько постоянных партнерш.
Результаты исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.