Александр Ососков В далеком уже 1989 г. в методичке по научному коммунизму я написал: "Преодолеть разделение труда и основанную на нем частную собственность можно двояким образом. Первый путь - это насильственное упразднение привилегий и свобод класса людей, которые руководят работами, занимаются государственными делами, и принуждение их к физическому труду. Такой путь был бы неминуемо возвращением к первобытному состоянию человека, "который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но и даже не дорос еще до нее"2. Это грубый "казарменный" коммунизм, который решительно отвергается классиками научного коммунизма. Второй путь - именно на него и указывает научный коммунизм - это упразднение тяжелого физического труда, который еще нуждается в принуждении, и сокращение рабочего времени каждого так, чтобы у всех оставалось достаточно свободного времени для участия в делах, касающихся всего общества, как теоретических, так и практических. Такое превращение и открывает собой "скачок из царства необходимости в царство свободы", - так основоположники марксизма характеризуют переход к коммунизму. "Царство свободы - пишет К. Маркс,- начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства... По ту сторону его начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости"1. При коммунизме мерой общественного богатства будет "отнюдь уже не рабочее время, а свободное время", которое выступает как "пространство для развития всей полноты производительных сил отдельного человека, а потому также и общества"2
Отсюда можно сформулировать основополагающее определение сущности коммунистической общественно-экономической формации. А именно, коммунизм - это общество, в котором на основе превращения свободного времени в главное богатство общества упраздняется "порабощающее человека подчинение его разделению труда"3. Вместе с разделением труда отмирают частная собственность, классы, государство, а на смену им "приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех"1. Поскольку отпадает необходимость принуждения к труду, отпадает и жесткий контроль общества за мерой потребления, Осуществляется распределительный принцип: "От каждого по способностям, - каждому по потребностям".
Такое общество может возникнуть только на основе строго опре- деленного технологического способа производства. Таковым по нашему мнению является автоматизированный способ производства. К. Маркс не употреблял это понятие, но он определил основную тенденция в развитии машинного производства, отмечая, что "система машин, являющаяся автоматической, естъ лишь наиболее завершенная, наиболее адекватная форма системы машин"2. Современный этап научно-технпческой революции эмпирически подтверждает прогноз К. Маркса, сделанный более ста лет назад, задолго до появления микропроцессорных устройств и робототехнических систем. Уже сейчас можно представить в общих чертах автоматизированное производство коммунистического будущего. Это будет прежде всего всецело роботизированное и компьютеризованное производство которое полностью вытеснит живой труд. Все будут делать машины. Не будет ни строителей, ни наладчиков, ни ремонтников, ни транспортников, ни продавцов. В сфере управления компьютеры ликвидируют иерархию чиновников, занятых сбором, обработкой и передачей информации. Компьютеры возьмут на себя рутинный, нетворческий труд в науке и культуре. Возникнет мировая информационная система с мощными банками данных, общедоступная для всех людей. На долю человека остаются, таким образом, творческие функции в материальном производстве, но главное - производство самого человека. Это, прежде всего духовное производство: наука, воспитание, культура. Человек будет свободно развивать свою природу, присваивая свою многостороннюю сущность многосторонним образом, примерно так же, как это делали древние греки, только вместо рабов будет работать робото-компьютерная техника".
Это было время эйфории от демократии и гласности. Сегодня я бы поостерегся от чрезмерно оптимистических ожиданий и деклараций.