Mar 20, 2011 20:02
Минздрав известил страну об утверждении новых правил обязательного медицинского страхования. Основной документ, который регламентирует взаимоотношения всех участников системы ОМС, вступил в силу. Правила устанавливают порядок получения полиса ОМС нового образца, который будет выдаваться с мая 2011 года, создание единой базы застрахованных, регламентируют порядок межтерриториальных расчетов в системе ОМС. Также они обеспечивают использование полиса ОМС по месту временной регистрации в рамках территориальной программы ОМС.
Страховые компании отреагировали на документ вполне предсказуемо: они не увидели в новых правилах самого необходимого, с их точки зрения, элемента - реальной ответственности (например, штрафов) для медучреждений за невыполнение своих обязательств. Думается, по мере внедрения правил в жизнь, вопросов и замечаний будет все больше.
"НП" писала про закон об ОМС неоднократно. Мы отмечали, что и к первому чтению закон готовился кулуарно, и перед вторым его широкое обсуждение также не состоялось. Закон, касающийся большинства из нас, чиновники предпочли подготовить за закрытыми дверями. Однако те сведения, которые просачивались из-за министерских дверей, вызвали немало скандалов. Против этого документа выступали РСПП и Общественная палата, страховщики и известные медики. Глава Межрегионального союза медицинских страховщиков (МСМС) Дмитрий Кузнецов вообще заявлял, что медстраховщики расценивают новый документ "как законопроект переходного периода, в течение которого предстоит разработать другой, базовый законопроект об ОМС с учетом особенностей проводимой в РФ реформы здравоохранения".
Наконец, премьер-министр Владимир Путин в связи с подготовкой закона ставил перед Минздравсоцразвития вполне определенные задачи. По его мнению, в законе должно быть, во-первых, "максимально чёткое и понятное для граждан описание их прав и возможностей в системе обязательного медицинского страхования". Во-вторых, "рациональное использование средств ОМС, минимизация управленческих и других непроизводственных издержек". По мнению премьера, необходимо также создать "сбалансированную систему стимулов и санкций, с тем, чтобы все участники системы были заинтересованы в оказании гражданам качественной и своевременной медицинской помощи". И, в-третьих, в ходе модернизации ОМС следовало "сохранить лучшие традиции отечественной медицины и прежде всего - её нацеленность на профилактику заболеваний".
Об отсутствии санкций мы уже говорили. Будут ли хоть как-то выполнены остальные требования премьера, выяснится в ближайшее время. Во всяком случае, между первым и вторым чтением законопроекта в Думе произошло знаковое событие: глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова неожиданно заявила о том, что надо еще определить понятие бесплатной медицинской помощи. Получалось, что министерство, забрав себе все страховые деньги (это было оговорено уже в первом чтении и сомнению не подлежало), затем объявит часть медицинских услуг, возможно, немалую, платной.
Надо сказать, что после принятия закона наиболее часто и подробно его комментировали уже сами чиновники. И эти комментарии, увы, не вызывают особого оптимизма.
Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) Андрей Юрин заявил о том, что "главный смысл изменений - необходимость выстроить систему обязательного медицинского страхования так, чтобы центральное место в ней занимал человек, застрахованное лицо, и чтобы стимулы деятельности медицинских организаций зависели от того, насколько человек удовлетворен качеством и доступностью медицинской помощи". Как мы уже знаем, последнее утверждение в принятых правилах никак не отражено.
По словам Юрина, для того, чтобы медицинская помощь везде стала качественной, "было принято решение ввести единообразную систему оплаты медицинских услуг через обязательное медицинское страхование". "Таким образом, экономическая основа выбора медицинского учреждения заложена в закон через введение одноканального финансирования с оплатой по полному тарифу: все средства поступают в систему ОМС, которая передает их на оплату лечения больного в медицинское учреждение", - пояснил он.
Переведем это с бюрократического языка на русский: теперь, когда все средства будут находиться в руках ФФОМС, наступит счастье для всех больных Российской Федерации. Все больницы и поликлиники сразу начнут работать замечательно, очереди исчезнут, а качество медицинских услуг взлетит к небесам прямо через дожидающиеся ремонта крыши медучреждений.
Однако в действительности заявления Юрина говорят, скорее, о том, что чиновники Минздрава хотят контролировать любые средства, имеющие отношение к здравоохранению. Никаких иных проблем новый закон об ОМС и только что выпущенные правила не решают. Зато чиновники получают полный и фактически бесконтрольный доступ к увеличивающимся взносам ОМС.
А вот кто в случае любого форс-мажора будет исправлять положение?
Еще осенью депутат Госдумы от "Справедливой России" Оксана Дмитриева предупреждала: в новой системе заложена бомба замедленного действия в виде неплатежей. И на этот случай никто никого не страхует. "Если так сложатся обстоятельства, что сразу слишком большому количеству граждан, застрахованных в той или иной страховой компании, понадобится дорогостоящая медицинская помощь, то страховая компания может просто не найти нужную сумму денег и останется должна лечебному учреждению за оказанную услугу. Новый закон не отвечает на вопрос о том, кто в этом случае должен заплатить неустойку. Конечно, есть возможность попросить субвенцию в территориальном фонде ОМС, но ведь нигде не написано, что они главные гаранты всей цепочки, что они обязаны заплатить все и в срок", - заявила она.
Не прояснился этот вопрос и сейчас, когда закон уже вступил в силу.