Год назад я была на Ямале у семьи кочевников-оленеводов. Мы пробыли у них совсем немного, успели понаблюдать за их бытом и людьми, разобрать чум, устроить переправу через реку, увидеть и услышать, как плавают олени.
И конечно, пообщаться с самими оленями, самыми прекрасными созданиями с глазами, полными грусти.
Так вот тогда я переживала, что так мало удалось узнать о кочевниках воочию.
Но прошел год и я попала в
этнопарк "Кочевник" - (текст с фотками), всего то час езды до Хотьково и вот, ты уже в самом настоящем чуме пьешь чай за низким столиком, сидя на оленьих шкурах.
Утром Хадри - хозяин чума плетет нам ненецкие косы. Ненецкие косы штука очень практичная, ты оплетаешь красивыми лентами волосы, они не путаются, не мешаются, остаются чистыми, а еще на них вешали украшения, могло доходить до нескольких кило, от этого и осанка ровная, и духи не пристают, так как украшения на спине - это и еще и обереги. У нас украшения были полегче, но все равно держать спину помогали. А еще с косами не удобно лежать, это видно для того еще служило, чтоб жена не ленилась, а после обеда, скажу я вам, ой как приятно на самом деле раскинуться на оленьих шкурах, они же так заманчиво лежат. Но нет, нужно чай наливать, да чашки мыть.
Почти три дня прошли в мелких и более крупных заботах по чуму. Хадри показал как сшивать оленьи шкуры для полога, но я успела только потренироваться на лоскутах, сначала казалось совсем трудно, но потом привыкла держать наперсток и ловчее продевать иглу.
Вообще, выяснилось на практике, что быт в чуме не прост, у нас он не совсем аутентичный, но девушкам иногда тоже за водой ходить приходится, и с посудинками, вещами, для которых все время не хватает места, с каким-то простым общим порядком маята.
Днем все сидят на шкурах и самозабвенно шьют белой нитью. У Хадри выходят ровные ловкие стежки, такие, словно это сделала какая-то специальная машинка, а не рука человека. Стежки прочные, гладкие, ветер точно сквозь такие не прорвется.
Вечером я бегу по полю, в волосах звенят бубенчики, которые мне вплели в ненецкие косы. И я чувствую, что в этом звуке и маленьком явлении данного момента соединились многие народы и верования. Буддистское звучит в этом звоне. А Хадри вечером после пруда заматывается в ярко-желтую ткань и становится похожим на тибетского монаха.
Воскресным днем я берусь варить суп на костре в большом котле с круглым дном. На костре еда всегда получается вкуснее, она заряжена огненным духом, его силой и кажется, что горение сообщиться и тебе.
Вечером всем стойбищем смотрели фильм с проектором в чуме о тундре. Леша шутил, в кочевье привезли кино и яблоки) Мы смеялись, было тепло и уютно, словно мы правда сидим в тундре, а за стенами чума снег и минус 20.
На этих выходных был настоящий праздник. Целый фестиваль "Дыхание Севера". Утром приехали олешки, маленькие, но всегда такие милые. И пАнты, пАнты)))
Мы с Машей, которая кочевала по тундре в общей сложности больше полугода, ранним утром едем на первой электричке. В этнопарке много гостей, в юрте видим ненецких женщин и девочек, они уже с раннего утра рукодельничают. Все в ярких красивых платьях и с ненецкими косами.
Мы пьем чай, а после развешиваем фотографии с Ямала в большом конференц-чуме и на улице.
На празднике мама Умки угощает гостей китовым мясом, копченым и просто с прослойкой сала. Мясо черное. В целом похоже именно на мясо. Ее сыновья и девушка бурятка танцуют чукотские и коряские танцы. В конце концов я так зарядилась духом бубна, что танцевала вместе с ребятами. В бубне определенно есть магическая сила)
Во все дни полная луна. Вечером субботы большой ужин, человек сорок собралось в яранге. За столом много детей, а у Саши на руках гусыня Мартина, сидит, словно кошечка, а не гусь) Все умиляются этому явлению. За столом то разговоров о чумах и юртах, об обычаях и верованиях. В Кочевнике есть что-то от коммуны, есть что-то идиллическое, о чем я так давно мечтала, думала, но это оставалось невоплотимым. А здесь, в одночасье смешалось все то основное, что я люблю и к чему тянусь всеми силами.
Вчера вечером Хадри пел ненецкие сказки, и песни, и колыбельные, у костра, под бубен, при полной луне. Сегодня я думала, что в тот момент мы все словно прорвались в другое пространство. А сегодня это напоминает сон.
Ночью туман, в чуме слышен треск дров в печке. Из трубы летят искры. Утром чум открывается для нового солнца. Мы идем на пруд. Он ясный и чистый. В небе кружат орлы. На обратном пути едим черемуху, во рту вяжет, но это приятно. На поле под солнцем я снова обретаю ненецкие косы от ненецкой девочки. А потом вяжу пояс. У чума встречаю людей и незаметно для себя говорю о чуме, о ненцах, о чукчах двум женщинам без остановки, ловя себя на том, что уже так много могу рассказать, так сильно пропиталась всем этим духом. Что меня уже не удержать. Все дошло до того, что я решила поучиться на антрополога и очень рассчитываю, что преподаватели оценят мои рвение и скопленные познания.
Сложно все это передавать, как показывать блеск сокровищ. Просто было хорошо и еще обязательно будет) В воскресение чукотская свадьба, а в субботу театр теней)