Jul 04, 2011 07:41
Ключевым понятием т.л.к., составляющим ядро теории, выступает понятие "конструкт личностный" - абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте. Личность в т.л.к. представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Личностный конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя "образ Я". Именно таким образом человек конструирует, творит мир в процессе своей жизни, вырабатывая для себя целую систему «конструктов». Конструкт направляет анализ воспринимаемого, поскольку у каждого человека собственная система конструктов, в основе которой лежит своя иерархия значимых признаков. У каждого индивида складывается индивидуальная категориальная схема (система понятий и конструктов) при построении образа мира.
В отечественной психологии представителями экспериментальной психосемантики являются В.Ф. Петренко, Е.Ю. Артемьева и другие. Этот подход и метод семантического дифференциала, по их мнению, позволяют реконструировать видение мира глазами самого субъекта. В то время как при традиционном подходе к измерению индивидуальных различий индивид рассматривается как точка в пространстве диагностических параметров, заданных исследователем, при экспериментально-психосемантическом подходе индивид как бы оказывается носителем особого пространства, заданного им самим, - пространства индивидуальных значений.
Психосемантика приносит с собой в психологию новую схему анализа эмпирических данных об индивидуальных различиях, о личности. Дело в том, что психосемантика задает не только новый подход к общей психологии познавательных процессов, но и обеспечивает новые схемы решения проблем дифференциальной психологии. Процедуры построения субъективных пространств освобождают результаты исследования (эмпирическую модель системы значений - категориальной структуры субъективного опыта) от влияния системы значений самого исследователя.
На основании изучения научной литературы по проблеме восприятия можно сделать вывод о том, что в социальной психологии интерес был сосредоточен в основном на выявлении характеристик субъекта восприятия. Сам же процесс восприятия длительное время вообще оставался малоисследованным и оказывался во внимании лишь как условие порождения образа. Напротив, в постоянном фокусе исследователей социальной перцепции - сам образ как элемент структуры перцептивного процесса. Одна из последних идей А.Н. Леонтьева о рассмотрении образа восприятия как «ориентировочной основы поведения» принципиально важна для социальной психологии. Образ как «результат» социально-перцептивного процесса функционирует далее во всей системе взаимоотношения людей. Более того, иногда «образы» другого человека, группы, какого-либо социального явления более значимы в этих отношениях, чем сами объекты.
Но, даже учитывая и это, многие характеристики собственно социально-перцептивного процесса остаются недостаточно изученными. Это касается, прежде всего, таких качественных характеристик перцептивного процесса, которые в общей психологии описываются при помощи понятий «константность», «целостность», «предметность» и др. Речь не идет о полной «кальке» с этих понятий и переносе их в социальную психологию, но хотя бы о поиске некоторых аналогов с поправками на специфику самого процесса.
Таким образом, в социальной психологии термин «социальная перцепция», или, в узком смысле слова, «межличностная перцепция», «восприятие другого человека», употребляется в несколько широком смысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприятия характеризуются известным сближением восприятия и других познавательных процессов. В итоге можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.