| Металлические ограждения, будто случайно забытые кем-то, окружили манежную площадь. На аккуратном мощении стоит припаркованный кортеж. Пока прохожие протискиваются в пятидесятисантиметровый проем между перегородившими тротуар конструкциями и зданием, за его стенами правительство вместе с иностранными архитекторами обсуждают проблемы комфортности городской среды. |
«Московский урбанистический форум зарекомендовал себя как авторитетная международная площадка для дискуссий среди признанных в мире экспертов в области градостроительства, урбанистики и смежных дисциплин. Здесь открыто обсуждаются возможности и вызовы, актуальные для современных мегаполисов, а перспективы их развития рассматриваются не только в контексте экономики и эффективного управления, но и через призму человека - жителя города» - пишут на официальном сайте урбанфорума.
«Вот вам и призма человека!» - улыбается женщина в инвалидной коляске после официального закрытия мероприятия в опустевшем коридоре манежа.
«А я специально приехала, чтобы встретится с Кузнецовым (главный архитектор г. Москвы. - прим.автора) и представить здесь интересы маломобильных граждан. Он обещал меня выслушать, но потом куда-то убежал».
Позже она рассказала, что узнала об Урбанистическом Форуме, когда по жалобам других инвалидов выехала на место замерять тротуар, по которому невозможно двигаться на коляске из-за того, что посередине поставили щит с рекламой. Это был рекламный баннер московского урбанистического форума.
| Центральная экспозиция. На цилиндры наклеены карты крупнейших городов мира |
Московский урбанистический форум открылся 5 декабря 2013 года и стал уже третьим по счету. Основной его задачей является создание площадки, на которой специалисты из разных стран могут дискутировать о проблемах урбанистики, градостроительства и экологии.
| Центральная экспозиция |
Не для кого не секрет, что в России почти отсутствует практика проектирования качественных общественных пространств. Необходимость наличия их в городе не только не очевидна, но и вообще подвергается сомнению со стороны кто, кто инвестирует свои средства в застройку города. Зачем вкладывать в то, что не принесет мгновенной прибыли?
Понятие необходимой горожанину активности вне дома исковеркано и заменено многочасовым пребыванием в торговых центрах. Это далеко не все проблемы растущих городов.
| Первое заседание УрбанФорума |
На церемонии открытия Урбанистического Форума мэр Лондона Борис Джонсон (политик с весьма экстравагантной причёской☺) выступил перед собравшимися по видеосвязи со словами: «Мы наблюдаем взрывной рост новых хабов (центров - прим.автора) на периферии и в пригородах Лондона, где наблюдается интенсивный рост населения, при этом страдает окружающая среда. В Москве происходят аналогичные процессы. Как справиться с проблемами, являющимися обратной стороной успешного развития?».
| Борис Джонсон, снимок с экрана в Манеже |
Европейские реалии, к сожалению для нас, пока гораздо больше располагают к размышлениям о качестве городских пространств как у архитекторов, так и у власти. В России, когда любое строительство - бешеная гонка за сверхприбылью, наметилось заметное отставание в этой области. Желающие изменить что-либо, упираются в бюрократическую стену. Именно поэтому на урбанистическом форуме в основном иностранные урбанисты.
| Ян Гейл |
Среди самых интересных зарубежных гостей, конечно Ян Гейл - автор книг, знакомых каждому урбанисту, «Новые городские пространства», «Жизнь среди зданий», «Города для людей».
| Ян Гейл и его книги|
На форуме он в очередной раз презентовал результаты своего исследования общественных пространств с точки зрения доступности для горожан и пешеходов.
Основным лейтмотивом всех работ Яна является придание городским пространствам человечности. В последние годы все городские проблемы свелись в умах людей к одному только транспорту. И решение их - к расширению дорожного полотна. Но как показывает практика, это ведет только лишь к еще большему росту трафика.
Люди практически перестали замечать сами себя, в городе им не осталось места. Многие из нас не раз сталкивались с необходимостью протискиваться в узкое пространство между припаркованными на тротуаре машинами, обходить неудачно поставленные щиты с рекламой, и т.д. Прогулка по городу порой может превратиться в настоящий бег с препятствиями. Это и есть настоящие городские проблемы.
В последние годы Ян Геил исследовал так же и Москву. Вот данные о переходах и набережных, предоставленные им:
Пешеходов на улицах Москвы меньше, чем на улицах других мегаполисов. Это следствие необустроенной, неинтересной городской среды.
| Использование набережных пешеходами | Этот график показывает, насколько набережные в Москве недоступны для пешеходов. Всего 7% от всей их длинны предназначены для людей. Все остальное - магистрали.
Здесь я хочу упомянуть об опыте Парижа в перевоплощении дорог в общественные пространства. В 2001 году новоизбранный мэр Парижа Бертран Деланоэ проводил политику против огромного количества машин в центре города. Хайвей на набережной Помпиду был закрыт в дневное на 1 месяц и превращен в пляж, с уютными кафе, местами для отдыха и общения, с прокатом велосипедов, скалолазными стенками и т.д.. Парижанам эта идея так понравилась, что позже хайвей стали закрывать каждое лето, а 2010 году превратили его в пешеходный проспект навсегда. К этому времени власти города уже старались достигнуть 40%-го снижения пользования автотранспортом жителями в центре Парижа.
| Предложение Яна Гейла по реорганизации улицы Тверской |
Нет необходимости вкладывать огромное количество денег, чтобы сделать улицы такими, по которым хочется гулять. Широкие тротуары + зеленые насаждения + переходные зоны в виде летних кафе + развитая сеть общественного транспорта = вот секрет успеха!
| Я не упустила случая сфотографироваться с Яном Гейлом! |
| Энрике Пеньялоса |
Еще один интересный гость форума, о котором мне бы хотелось рассказать - бывший мэр Боготы (Колумбия) - Энрике Пеньялоса.
| Энрике Пеньялоса выступает на одной из площадок форума |
Сейчас его знают по всему миру - всего за три года своего правления Энрике удалось сделать многое: улицы Боготы обзавелись широкими тротуарами, дорожками для велосипедов, парковки были ликвидированы.
Вот пример преобразования одной из улиц. До и после запрещения парковки.
Забавный факт: когда Энрике Пеньялоса начал свои масштабные преобразования, жителям Боготы это жутко не понравилось. Его даже чуть не выгнали с поста мэра за покушение на транспорт в центре города со словами «Нигде в конституции не написано о правах на парковку»! Энрике буквально ненавидели, люди собирали деньги на компанию против него.
Однако к концу своего срока, когда все было позади, и люди получили город, удобный для жизни, свыклись с переменами - рейтинг Энрике Пеньялоса был самым высоким в истории сбора рейтингов мэров в Колумбии!
Одна из новинок, привнесенная экс-мэром в жизнь горожан: общественный транспорт TransMilenio.
Для этого вида транспорта выделили отдельные полосы, которые оградили полностью. Не сравнить с нашими неэффективными символами «А» на дорожном полотне☺! Трудно удержаться от искушения поехать на работу на автобусе, если он движется так быстро по отдельной полосе в то время, как весь город стоит. Кроме того - автобусы TransMilenio - не обычный городской транспорт. Они имеют презентабельный вид. В Боготе в автобусе вы встретите множество бизнесменов с портфелями, спешащих на работу.
За несколько лет трафик Боготы сократился на 40%, город стал уютным, приспособленным под нужды своих жителей. Горожане привыкли к этим переменам и уже готовы к новым.
Сейчас Энрике Пеньялоса - один из самых уважаемых урбанистов в мире. Он возглавляет совет директоров Института транспорта и развития Нью-Йорка, консультирует многие правительства, выступает на международных экологических и урбанистических форумах.
Энрике был одним из самых артистичных и интересных спикеров УрбанФорума.
| Археология переферии |
| Постоянная экспозиция в центре Манежа |
Одним из главных событий стала презентация исследования «Археология периферии», проведенное Юрием Григоряном, Григорием Ревзиным, Александром Ложкиным и др.
| Александр Дожкин презентует свою часть исследования |
Книгу по итогам исследованиям обещают издать весной 2014 года, и пока интересующимся пришлось довольствоваться рассказами авторов и слайдами с презентаций. Благо презентации были ежедневно. На третий день я решила обойтись без «Археологии периферии». ☺
| На фото работники форума крепят книги «Археология переферии» к столу, чтобы их не унесли посетители |
Инновационным в этом исследовании стало широкое использование данных мобильных операторов для отслеживания суточных передвижений горожан.
| Посетители знакомятся с результатами |
| Так выглядит статистика |
Вся работа была поделена на разделы и получила название SPASED - как аббревиатура.
SPACE - изучение проблем и потенциала городов по пяти базовым направлениям: S - sociology/общество, P - politics/управление, A - architecture/пространство, С - culture/культура, E - economics/экономика, D - data/большие данные.
В результате исследования стал известен интересный факт - весь трафик, который имеет Москва в часы пик на своих улицах - результат активности ¼ населения. ¾ людей работают в непосредственной близости от дома или вообще не выезжают никуда утром. Исследование выглядит как один большой вопрос: множество статистических данных, авторы не предлагают решения проблем - они сконцентрированы на привлечении внимания.
Центр города выпал из исследования совершенно - переферия вышла на первый план, чтобы создавать свои собственные центры. Некоторые районы уже сформировали их, некоторые абсолютно нет.
Грикорян и Ко видят потенциал для них в промышленных зонах. Еще один интересный факт - 60% людей абсолютно довольны своими спальными районами, 39% не собираются их покидать.
А это город сад - то что исследователи «археологии» видят как город будущего. Дома на картинке - обычные панельки. Основной потенциал храниться в той земле, которая их окружает. У нас однако к этому потенциалу есть большой довесок - огромное количество проблем, связанных с межеванием городских земель. На картинке в пример приводится район Кунцево: бежевым обозначена земля, которая принадлежит заказчику, темно-коричневым - городская земля. Догадайтесь сами, насколько легко будет притворить предыдущий план в жизнь. ☺
Вскоре выйдет книга, и можно будет подробнее ознакомиться с результатами работы «Археология периферии». Авторы так же пообещали выложить книгу в формате pdf на сайте УрбанФорума.
| В общем и целом |
Урбанисты всего мира твердят об одном и том же: главное для города не то, что происходит в здании. Главное - то, как это здание соприкасается с землей. Что люди делают в этой зоне, есть ли у них повод там задержаться, есть ли там человеческий масштаб. Или же гладкие поверхности фасадов прячущие окна и двери говорят нам: «Скользи мимо. Тебе здесь не рады».
Гигантомания нынче не в моде. Горожане почти не смотрят на верх, каким образом там заканчивается двадцати/тридцати/пятидесятиэтажное здание.
Самое важное - это то пространство, которое окружает всех нас каждый день. Препятствия, которые мы встречаем по пути на работу, или не встречаем. Стоим ли мы в пробках, или добираемся до пункта назначения, приятно прогуливаясь по улицам и пересаживаясь в удобный общественный транспорт.
Обо всем этом, приглашенные на Московский урбанистический форум специалисты пытались донести не долько до своих коллег, но и для тех людей из власти и бизнеса, которые, к сожалению, имеют самый весомый голос в вопросе «Каким будет наш город завтра?».
Все это обязательно принесет свои плоды в скором будущем.☺