Дмитрий Родионов
Украинские диверсанты, подготовленные инструкторами из США готовят теракты в ЛНР на 9 мая. Об этом в пятницу, 5 мая, рассказал на брифинге официальный представитель Народной милиции ЛНР Андрей Марочко. «По информации, полученной от нашего осведомителя в штабе оперативно-тактической группировки „Луганск“ в Старобельске, в районе Райгородка… под руководством инструктора из США Джонатана Хьюга завершена подготовка группы украинских диверсантов», - сообщил он. Он также уточнил, что целями для проведения диверсий станут жизненно важные объекты инфраструктуры республики.
- Майские праздники - для террористов очень манящие дни, - отмечает политолог, экс-замминистра информации ЛНР Юрий Першиков. - Достаточное количество расслабленных людей. Русский человек готов обнять необъятное, и присутствует некая расслабленность в обществе - все-таки для нас это самая святая дата, и каждый естественно понимает, что в эти дни как-то вроде бы не с руки нападать - ведь у нас с Украиной общая история. Этим и пытаются воспользоваться украинские спецслужбы. Для них конечно это еще и своего рода профессиональный экзамен - причинить ущерб гражданской инфраструктуре или мирным жителям, когда все спецслужбы республики приведены в состояние повышенной готовности.
Сегодня отмечается всплеск активности террористов. Во-первых, уже обнародованы данные о ликвидации ДРГ при попытке перейти линию разграничения. Во- вторых, сегодня мы видим, что теракты направлены против иностранных миссий и гражданской инфраструктуры. Украинскому руководству очень хочется добиться введения миротворческого контингента под эгидой ООН, а также парализовать жизнь в республике.
На мой взгляд, то что происходит сегодня - это комплексная работа. Террористы создают инфоповоды, особенно с международными миссиями и терактами на объектах инфраструктуры. Также они занимаются вербовкой и распространением литературы и листовок проукраинского содержания. В конечном итоге, придумывают существование неких групп «партизан» для того, чтоб показать, что в ЛНР есть «сопротивление». Хотя мы понимаем, что все теракты - это работа спецназа ГУР, а остальное дело медийщиков. Но направлено это прежде всего на западного потребителя.
Американцам выгодно втянуть в процесс именно европейцев. Более того, им опять же надо обосновать степень свои интересов на востоке Украины. Кстати, убийство именно американца из миссии ОБСЕ - очень «вовремя» произошло, и оставляет вопросы: почему группа туда поехала, почему всех свидетелей вывели с территории республики, и самое главное - откуда у американских журналистов видео, и почему они именно этот участок, где подорвались машины, снимали?
- Что можно противопоставить волне террора? Что делать политикам и простым людям?
- Объявлена война, война террористическая, и к такой войне республики не готовы. 9 мая и День Республики - понятно, что в эти дни общество менее бдительно, и потому возможно, что подлости удастся совершить. Руководству республики надо переводить переговорный процесс, конечно же, в плоскость международного, но пока видим, что он мало эффективен. Людям не терять бдительность, особенно в праздничные дни, а государству и спецслужбам уничтожать тех, кто приходит с оружием на землю Донбасса, как и было сделано накануне.
- Противник хочет «испортить праздник», - уверен старший лейтенант НМ ЛНР, боец ОМБ «Август» Андрей Морозов. - Показать, что республики, выкатывающие на центральные улицы Донецка и Луганска колонны свежепокрашенной брони, на самом деле беззащитны перед умелыми атаками хорошо подготовленных диверсантов. Ещё Наполеон заметил, что силы духовные и силы физические у армии соотносятся как 3 к 1, и куда выгоднее ломать врага психологически, нанося ему неотразимый удар в ключевой точке битвы, а уже потом посылать кавалерию рубить бегущих. Теракт в праздник, неразрывно связанный с демонстрацией военной мощи, призван работать именно так. «Ваши танки ничего с нами не сделают, мы всё равно вас убьём». Я бы на месте противника старался сконцентрироваться на том, чтобы показать населению - «Мы не против вас, мы против „российско-террористических режимов“, поэтому мирное население мы не трогаем, а трогаем тех, кто служит этим режимам и сотрудничает с ними». Самые выгодные цели с этой точки зрения - военные и политические лидеры, административные здания, парки военной техники, склады боеприпасов и ГСМ. Выбор целей я бы осуществлял исходя из квалификации группы. При достаточно серьёзной подготовке и наличии грамотно выстроенной местной базовой сети можно нанести удар в столицах республик, прямо во время мероприятий. Если этого нет - атаковать в этот момент периферийные объекты, оставшиеся без внимания.
- Теперь, когда группа фактически раскрыта, ее не забросят? Или как?
- Я бы посмотрел на эту новость вот с какой стороны - какой смысл забрасывать группу в самый канун праздника? Куда практичнее сделать это заранее, до того, как начнутся «повышенные меры безопасности». У диверсантов будет время «осмотреться на местности» и всё подготовить заранее. История о «предпраздничном забросе» может быть и «уткой», призванной оттянуть силы МГБ и МВД республик от нужных реальным уже заброшенным диверсантам объектов, и просто пустышкой-страшилкой. Более-менее чётко оценить вероятность того или этого могут только люди, работающие непосредственно с этой информацией и её источником.
- Есть ли у республик возможность защищаться от терроризма? Насколько вообще подготовка хвалеными американскими инструкторами дает преимущество украинским диверсантам?
- В одном из предыдущих комментариев я уже отмечал, что МГБ и МВД республик работают в условиях постоянного жесточайшего кадрового голода и огромного количества задач, стоящих перед ними. Даже с учётом принимаемых мер по подготовке кадров, ещё достаточно долгое время будут проблемы с самыми простыми вещами, что уж говорить о полной ликвидации диверсионной угрозы. Плюс к этому в ДНР и ЛНР не так ярко выражена, а местами вообще отсутствует, та часть городской инфраструктуры, которая в последние годы так усиленно развивается российскими властями в Москве в контексте защиты от преступности и терроризма - видеонаблюдение. У нас тут концентрация видеокамер на строениях и в общественном транспорте такова, что практически любого прохожего, на которого обратит внимание ФСБ, можно, последовательно снимая информацию с видеокамер, «проводить до дома». Там этого нет. И существует ещё масса чисто технических возможностей, отсутствие которых снижает потенциал компетентных органов республик. Люди работают, люди учатся, но, как я уже сказал, проблемы будут ещё долго. Что же касается «хвалёности» американских инструкторов, то главное в данном случае не столько качество инструкторов, сколько качество человеческого материала, который поставляет им война. Думаю, они и через десять-пятнадцать-двадцать лет будут собирать обильный урожай мальчиков и девочек, у которых в детстве «русские убили папу в АТО» и делать из них довольно неприятных противников для наших спецслужб.
- Американцы террористов не готовят, а вот диверсантов - вполне, - считает главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов. - Разница не очень большая, но есть. Американцы готовили специалистов в СБУ задолго до «Майдана», как минимум со времен руководства этой структурой Александра Турчинова. А для ГУР еще раньше, с периода руководства военной разведкой Александра Скипальского. Сейчас же они делают это совершенно открыто и официально, вот Конгресс только что выделил вполне приличную сумму на довооружение ВСУ, там и консультационные услуги есть.
- О каких жизненно важных объектах, где могут произойти теракты, может идти речь?
- Как в учебнике: в первую очередь штабы, пункты управления войсками, места жительства командного состава. На втором месте коммуникации, связь, транспорт, теперь интернет. Точки водозабора, объекты энергоснабжения. Ну а если террористический элемент - то места массового скопления граждан.
- Почему именно 9 мая? Чего они хотят этим добиться?
- Если речь действительно о 9 мая, то это психологический эффект. Вот, мол, смотрите, вы у нас как на ладони, и мы можем произвести диверсию или теракт в любое время, когда пожелаем. То есть психологическое воздействие плюс попытка деморализовать личный состав. Но это только в случае, если информация достоверна. И тут есть очень неприятный фактор - ряд ликвидаций видных фигур ополчения был приписан украинским ДРГ. Получается, что, или эти ДРГ вездесущи и всемогущи, либо это не Украина… С точки зрения психологической обработки это одинаково скверно.
- Теперь, когда группа фактически раскрыта, ее не забросят? Или как?
- Возможно, группа или группы и не нуждаются в заброске, они могут быть на местах, ходят на работу, учатся и даже, что тоже возможно, служат в войсках, в органах власти и управления. Бандеровское подполье в Донецкой области даже в советское время было самым многочисленным на Украине, мало кто знает. А уж сейчас…
- Что можно противопоставить волне террора? Есть ли у республик возможность защищаться?
- Пока идет война и регион буквально нафарширован оружием, взрывчаткой и людьми, умеющими с этим обращаться, диверсии и попытки диверсий неизбежно будут. У меня есть вполне обоснованные подозрения даже в связи с пограничной Ростовской областью - к примеру, недавний взрыв дома в Таганроге до сих пор не получил внятного объяснения. Но одно дело Ростовская область, где есть развитые «органы» и относительно спокойная обстановка, и другое дело, по сути прифронтовые города Донбасса. Так что рецепт тут один - консолидация общества и доверие населения к органам правопорядка. Тогда сами граждане будут сообщать о подозрительных вещах и людях. Но сегодня это доверие в республиках Донбасса сильно подорвано, тут и спорные, мягко скажем, действия «кураторов», и сами органы укомплектованы по остаточному принципу, ну и вражескую пропаганду тоже не надо скидывать со счетов.