Алексей Полубота
В ночь на 18 апреля состоялся телефонный разговор президента России Владимира Путина с канцлером Германии Ангелой Меркель, президентом Франции Франсуа Олландом и президентом Украины Петром Порошенко по урегулированию ситуации на востоке Украине. Сообщения о результатах ночных переговоров довольно лаконичны и формальны. «Лидеры стран „нормандской четверки“ вновь подтвердили приверженность выполнению Минских соглашений в сфере безопасности и по политическим аспектам урегулирования. Они приветствовали договоренность о возобновлении пасхального перемирия, достигнутую в ходе заседания контактной группы 29 марта с. г., и подчеркнули важность его строгого соблюдения», - отмечается на сайте президента России. Там также подчеркивается, что «лидеры призвали активизировать работу по решению проблемы обмена удерживаемых лиц по формуле «всех на всех» и выразили сожаление в связи со случаями угроз в отношении Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Так называемый нормандский формат переговоров по Украине («нормандская четверка») существует с июня 2014 года, когда на праздновании 70-летия высадки войск союзников в Нормандии лидеры России, Украины, Франции и Германии впервые обсудили урегулирование конфликта на Юго-Востоке Украины.
Между тем, вот уже полтора года прошло с момента, когда Киев должен был выполнить политическую часть Минских соглашений, предусматривающую закрепление в Конституции Украины особого статуса Донецкой и Луганской республик. Украинские политики сейчас предпочитают не только не вспоминать об этих обязательствах, но и регулярно призывают решить «вопрос Донбасса» военным путём. Как это сделал недавно глава Совета национальной безопасности Украины Александр Турчинов, о чём писала «Свободная пресса». О каких Минских соглашениях в данных условиях может идти речь - загадка. Ясно только, что ситуация находится в подвешенном состоянии и без конца таковой оставаться не может. И не исключено, что именно во время последнего телефонного разговора лидеры стран нормандской четвёрки решали, как выйти из «минского тупика».
- Для Киева всё ближе время, когда придётся платить по счетам, - говорит политолог, научный сотрудник ИМЭМО РАН Юрий Баранчик. - Как минимум, в экономическом аспекте. До 2021 года Украине необходимо выплатить по счетам порядка 35 миллиардов долларов для погашения предыдущих задолженностей. Денег в бюджете нет, тем более таких денег. И в ближайшем времени их не будет. К тому же, последние месяцы показали, что США всячески дистанцируются от украинской проблематики. Вашингтон даёт понять, что не собирается «брать на кошт» Украину. На последнем саммите «Большой семёрки» глава МИД Соединённых Штатов Тиллерсон дал понять европейцам, что украинский кризис - это главным образом их проблема. Неслучайно поэтому канцлер Германии Ангела Меркель предложила назначить визит в Россию на более ранние сроки. Логика тут ясна: Евросоюз содержать Украину не может и не хочет. Там, наоборот, рассчитывали повыкачивать из «незалежной» как можно больше ресурсов. Надо как-то договариваться с Россией, как выйти из столь неприятной ситуации. Уже сейчас Украина должна странам Запада порядка 80 миллиардов долларов. И если Украина перестанет существовать как единое государство совершенно непонятно, с кого же спрашивать столь серьёзную сумму.
- Насколько это серьёзные деньги для Запада, учитывая, что США прекрасно печатает доллары в необходимых количествах? Не проще ли им простить эти долги, но сохранять националистическую Украину, как некий рычаг для влияния на Россию?
- Если предположить, что будет устроена некая грандиозная провокация в Крыму или Донбассе накануне президентских выборов в России в 2018 году, на Западе не могут не понимать, что это, наоборот, может привести к тому, что электорат в России консолидируется перед внешней угрозой вокруг наиболее вероятного кандидата - Владимира Путина. Кроме того, военные бригады ДНР и ЛНР вполне в состоянии отбить наступление украинской армии. Мало того, они могли бы и расширить территорию своих государств. Не делается это только потому, что на обустройство освобождённых территорий потребуются большие средства, которых пока нет.
С другой стороны, киевский режим находится в состоянии цугцванга. Какой бы шаг ни предпринял Порошенко, он только ухудшит положение в нищающей Украине. Если Запад, к примеру, потребует от Киева выполнить политическую часть Минских соглашений в обмен на отсрочку выплаты долгов, Порошенко вынужден будет распустить Верховную Раду, поскольку нынешний парламент данный закон не примет. А роспуск Рады в свою очередь раскачает всю политическую обстановку на Украине. Последствия могут быть самыми непредсказуемыми, как для Петра Порошенко, так и для всей страны. А любой другой президент, который придёт вслед за Петром Алексеевичем, будет находиться в положении ещё более трудном. Позитивных вариантов развития украинской государственности не просматривается. Возможно, что в итоге на её территории возникнет новое государство или государства, которые откажутся от долгов нынешнего Киева. Такой вариант при некоторых оговорках устраивает Россию, но совсем не устраивает Запад.
- За два с лишним года после подписания «Минска-2» Украина, по сути, не выполнила ни одного из пунктов этого соглашения, - говорит президент Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Алексей Кочетков. - Всё, чего требует Киев - отдать ему ту часть границы с Россией, которую контролируют ДНР и ЛНР. И этим он оправдывает своё бездействие. Хотя очевидно, что в Минских соглашениях данный пункт должен быть выполнен только после конституционной реформы Украины, предусматривающей особый статус донбасских республик. На этом фоне не просто «патриоты Украины», но официальные лица высокого ранга регулярно заявляют о том, что они намерены решить вопрос Донбасса силой, а потом «разобраться с Крымом». Генеральный прокурор Украины Луценко заявляет о том, что никакой амнистии для жителей Донбасса не будет, а каждую «кандидатуру» будут рассматривать отдельно: судить или частично помиловать.
- Ясно, что украинская сторона просто тянет время. Чем это может закончиться?
- В нашей новейшей истории есть схожие примеры. Мы помним, что 20 лет Грузия не хотела рассматривать никаких вариантов создания конфедерации с Южной Осетией и Абхазией. То есть они делали вид, что переговорный процесс ведётся, но под этой завесой готовилась вооружённая операция против Цхинвала и Сухума. Теперь же Грузия окончательно потеряла эти территории. Нечто подобное с высокой степенью вероятности может произойти и с Донбассом. Де-факто Украина уже не контролирует эти территории. Это значит, что при сохранении нынешней политики, они, рано или поздно, могут лишатся их де-юре.
Впрочем, нынешнему киевскому режиму возвращение данных территорий под свой контроль, по большому счёту, не нужно. Они нужны им лишь для того, чтобы оправдывать своё существование в глазах Запада и пытаться выбивать оттуда новые кредиты. Без конфликта с Россией эти люди, представляющие сейчас киевскую власть, будут не нужны ни на Украине, ни на Западе. Они тянут время, попутно «распиливая» западные кредиты. Люди Порошенко надеются, что, в самом крайнем случае, они уедут в США проживать непосильно нажитые миллиарды, как это делает сейчас господин Яценюк. Интересы того, что сейчас называют государством Украина, их мало волнуют.