Безвиз состарит Украину

Apr 12, 2017 09:46

Тэж Парих

За минувшее десятилетие из Латвии, Литвы, Польши, Румынии и Словакии выехали от 6 до 9% самых высокообразованных молодых профессионалов, цитируя Foreign Affairs пишет украинский еженедельник «2000». Пока Западная Европа ищет пути спасения от притока иммигрантов и беженцев, ее соседи из Центральной и Восточной Европы ломают голову над прямо противоположной проблемой - как удержать в своих странах рвущихся на чужбину граждан. Самые способные и талантливые едут на Запад, чтобы осесть в более зажиточных странах Евросоюза, а восточноевропейские государства в итоге сталкиваются с экономическими неурядицами и неуклонным снижением численности населения.

На этом фоне особую популярность приобретают лозунги протеста против эмиграции. Так, в конце октября минувшего года Литва дружно поддержала выступающую против утечки мозгов партию «Союз крестьян и зеленых», и эта сила одержала победу на выборах в парламент. Такому результату удивляться не стоит. С момента вступления Литвы в Евросоюз, а это произошло в 2004 г., из страны на Запад выехали около 10% жителей.

Несколько недель назад «Вышеградская четверка» стран Центральной Европы - Чехия, Венгрия, Польша и Словакия - созвала саммит, где потребовала более решительных действий по предотвращению эмиграции молодых граждан. В конце прошлого лета Латвия запустила социальную рекламную кампанию по возвращению членов диаспоры на родину, заманивая их домой лозунгом «Хочу тебя обратно». К этой инициативе присоединилась Польша, где разработана программа «Возвращение». Ее организаторы предлагают тем, кто готов вернуться, жилье, трудоустройство и услуги системы здравоохранения. Венгрия в это время заманивает отечественных беглецов на родину обещанием оплаты авиаперелета и выдачи подъемных средств.

С начала 90-х годов прошлого столетия Центральную и Восточную Европу покинули около 20 млн. самых одаренных работников. В подавляющем большинстве они ехали в Западную Европу: их манило ее процветание, а дополнительным стимулом для отъезда стала стагнация национальных посткоммунистических экономик. На руку сыграл и режим открытых границ Евросоюза. При этом массовая миграция населения послужила не только толчком к развитию на Западе движений, выступающих против иммигрантов и ЕС, - она еще и опустошала экономики стран, расположенных на периферии Восточной Европы.

Одним из провоцирующих факторов эмиграционного кризиса Европы стала идеологическая зацикленность Брюсселя на свободе перемещения рабочей силы, а также давно заявленная цель - либерализация ситуации на континенте, где царит этническое разнообразие, с помощью единого рынка. Тем не менее, в феврале 2017 г. Маастрихтскому договору - пакту о создании единого рынка - исполнилось 25 лет, а все недостатки стратегии универсальности без учета индивидуальных особенностей в последнее время становятся все очевиднее.

2000-е в процессе дальнейшего расширения ЕС на восток несли с собой полное стирание границ. В те времена многие жители восточных государств голосовали ногами, прагматично выбирая более высокие зарплаты и давно устоявшуюся систему государственного управления в Западной Европе. Даже сегодня уровень среднестатистической зарплаты в восточных странах, грубо говоря, составляет не более половины доходов граждан Франции, Германии и Великобритании.

Избранная Центральной и Восточной Европой модель обеспечения экономического роста малыми затратами (с целью привлечения глобальных производителей в регион с дешевой рабочей силой) действительно принесла приток миллиардов долларов в виде прямых иностранных инвестиций и позволила создать миллионы рабочих мест в промышленности региона. Но сегодня все проявившиеся со временем недостатки этой модели становятся очевидными.

Идея зависимости от индустрий с низким уровнем оплаты труда оказалась нежизнеспособной, поскольку рабочие всех специальностей без исключения эмигрировали в Западную Европу в поисках более высокооплачиваемых мест. Потерпев поражение в конкурентной борьбе, восточноевропейские компании сталкиваются с острым дефицитом кадров, что негативно сказывается на региональных показателях производительности труда. В Венгрии, к примеру, результаты социсследования Talent Shortage, проведенного Manpower Group в 2016-2017 гг., продемонстрировали, что сложности с заполнением вакансий испытывают свыше 50% венгерских предприятий. Тем временем количество венгров, выезжающих за рубеж в поисках работы, бьет все рекорды.

В конечном итоге такая утечка мозгов существенно осложняет жизнь восточным государствам, лишая их возможности сохранять конкурентное преимущество. По данным отчета Еврокомиссии, опубликованного в конце прошлого года, за минувшее десятилетие из Латвии, Литвы, Польши, Румынии и Словакии выехали от 6 до 9% самых высокообразованных молодых профессионалов. Подавляющее большинство этих эмигрантов домой не вернулись. Страны лишаются квалифицированных рабочих рук и знаний, жизненно необходимых для перевода их государств на более прибыльные рельсы непроизводственной экономики. А поступающих на родину платежей заробитчан явно недостаточно для компенсации уже нанесенных убытков.

Дополнительно ухудшает ситуацию сокращение численности и старение населения на фоне эмиграции жителей детородного возраста. Соотношение числа пожилых иждивенцев и работоспособных граждан радикально возрастает по всему региону, а государственные бюджеты трещат по швам от непосильной нагрузки в виде расходов на выплаты социальных пособий.

Польша с момента вступления в ЕС в 2004 г. лишилась свыше 2 млн. соотечественников, перебравшихся на Запад, что радикально ускорило темпы старения населения. В самом начале 90-х удельный вес неработающего по причине возраста населения (граждан старше 65 лет в процентном отношении к населению в возрасте от 15 до 64 лет) составлял тут около 15%, а сегодня приблизился к 20%. По расчетам аналитиков Eurostat, к 2040 г. он может возрасти в 2 раза - до 40%.

Судя по данным датированного 2016 г. исследования МВФ, в среднем ущерб от эмиграции, наносимый странам региона, оценивается примерно в 7% утраченного реального экономического роста. А если существующие тенденции сохранятся, он потенциально способен достичь и 9% уже к 2030 г.

Исследователи МВФ, изучавшие ситуацию в странах Центральной и Восточной Европы (как членов ЕС, так и не входящих в состав союза), обратили внимание на то, что эмиграция способна замедлять процессы выравнивания размеров зарплат на континенте. Проведенный анализ свидетельствует - при отсутствии оттока квалифицированных рабочих рук разрыв между доходами граждан этих стран и средним доходом жителя ЕС был бы на 5% меньше.

Демографический упадок в странах Балтии - это еще и серьезный повод для беспокойства за безопасность этих государств. Авторы подготовленного министерством обороны Великобритании в 2015 г. отчета предупреждали: «эмиграция сокращает численность населения призывного возраста, доступного для призыва в вооруженные силы в случае кризиса». На сегодняшний день суммарная численность населения Эстонии, Латвии и Литвы составляет лишь 6 млн. Потенциальная нехватка человеческих ресурсов стала очевидной в особо напряженный период актуальности угрозы, исходящей от возрождающейся России, и неуверенности в готовности США выполнять обещания, данные региону.

Естественно, сам факт вступления в Евросоюз принес дополнительные выгоды восточноевропейским странам: соглашения о беспошлинной торговле, миллиардное финансирование программ развития, миллиарды прямых иностранных инвестиций, а также рост авторитета (за счет эффекта сопричастности с «мягкой силой») на планете. Но несмотря на то что глобалистский подход Брюсселя действительно стимулирует процветание на континенте, плоды обеспечиваемого ЕС экономического роста распределяются неравномерно.

Оглядываясь назад, можно констатировать: Европейскому Союзу следовало отложить или по крайней мере притормозить процесс вступления восточноевропейских государств в зону свободы перемещения рабочих рук - как минимум до тех пор, пока зарплаты, экономические возможности и уровень системы государственного управления в Центральной и Восточной Европе не достигнут уровня Западной Европы.

В качестве альтернативного решения Брюссель мог бы сохранить определенные административные ограничения свободы перемещения - например, в виде обязательных разрешений на работу или основанной на квотах и баллах иммиграционной системе. Это позволило бы избежать масштабных трансграничных миграций. А учитывая, что в очереди за потенциальным членством в ЕС стоят Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Македония, Черногория, Сербия и Турция, внедрять подобную систему явно еще не поздно.

Конечно, введение квот на миграцию может оказаться весьма непростым процессом, граничащим с волюнтаризмом. Да и вряд ли это решение способно обуздать поток мигрантов - его масштабы сохранятся до тех пор, пока ЕС не откажется от идеи дальнейшего расширения и пока жизнь на Западе будет выглядеть предпочтительнее прозябания на востоке.

Кроме того, в Брюсселе считают ограничения на свободу перемещений явлением недопустимым: в подготовленном 1 марта Еврокомиссией официальном докладе изложены 5 возможных сценариев развития блока (предусматривающих различные уровни интеграции стран в ЕС), но ни в одном из них нет ни слова об ограничениях в отношении единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочих рук.

Что может предпринять Брюссель? Например, последовать совету МВФ и выделить дополнительные фонды для компенсации убытков в виде снижения темпов экономического роста, понесенных в результате эмиграции. ЕС может также оказывать более существенную помощь университетам региона в проведении исследований, поддерживать индустрии, в которых используется высококвалифицированный труд. Все это поможет государствам Восточной и Центральной Европы удерживать и даже привлекать в свои страны квалифицированную рабочую силу и студентов. При этом Брюсселю следует и далее оказывать постоянное давление, требуя демократизации и уменьшения масштабов государственной коррупции: это неотъемлемый компонент программы, нацеленной на минимизацию факторов, стимулирующих эмиграцию.

Евросоюз стал жертвой собственного утопического стремления к стандартизации процессов принятия политических решений в экономически и геополитически уникальных странах: свидетельством правоты этой точки зрения служит кризис еврозоны и приток мигрантов.

Однако ради будущего своих восточных членов Брюсселю необходимо нарушить некоторые табу и пересмотреть целесообразность идеи свободы перемещения. Последствия массовой утечки мозгов из Центральной и Восточной Европы убедительно демонстрируют: приступать к процессу защиты либеральных ценностей Брюсселю следует по результатам тщательного самоанализа, а завершать его реформами.

Евросоюз, Украина

Previous post Next post
Up